Текст публикуется с любезного разрешения редакции 'Project Syndicate'
ГААГА - Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) объединяет почти половину населения Земли, некоторые участники располагают ядерным оружием, многие являются крупными поставщиками энергии, и в ее состав входят некоторые самые быстроразвивающиеся экономические системы мира. Несмотря на это, организация остается малоизвестной за своими пределами.
ШОС образовалась из обломков Советского Союза в 1996 г. На сегодняшний день в ее состав входят Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Узбекистан, в то время как Монголия, Иран, Пакистан и Индия являются наблюдателями. Лидерами остаются Россия и Китай. С момента организации ШОС ее военные маневры приобретают все более амбициозный характер, переходя от преимущественно двусторонних к включающим всех участников. Помимо этого, ШОС также начинает сотрудничество по борьбе с наркоторговлей и организованной преступностью.
До недавнего времени члены ШОС рассматривали вопросы энергоснабжения только в двустороннем порядке, но в прошлом году организация создала сообщество, объединяющее энергопроизводящие страны и страны-потребители, транзитные страны и частные компании. ШОС также содействует развитию свободной торговли и ставит целью построить необходимую инфраструктуру; дороги и железные дороги для того, чтобы соединить участников и поддержать торговлю между ними, в то же время, согласовывая таможни и тарифы.
Несмотря на это, сотрудничество в рамках ШОС остается сфокусированным скорее на целях отдельных стран, нежели на коллективных, в силу различия интересов отдельных стран-участников. Китай, например, ищет рынки реализации своей продукции и дальнейшие источники энергии, в то время как Россия стремиться использовать ШОС в целях пропагандирования своей антизападной программы. Что касается остальных членов организации, во главе которых находятся Китай и Казахстан, их основным стремлением является усиление уже прочных уровней экономического сотрудничества с Западом. Поэтому на заседании ШОС в августе Россия не получила поддержку относительно грузинского конфликта.
Подобные расхождения интересов делают маловероятным развитие ШОС в восточное подобие НАТО. Действительно, члены ШОС проводили совместные военные учения и выразили желание превратить ШОС в более зрелую организацию по вопросам безопасности, однако этой организации все еще не хватает многих элементов необходимых для развитой организации по вопросам безопасности в стиле НАТО.
ШОС не имеет единой военной политической структуры и постоянной оперативной группы штаба. В ШОС отсутствует силы быстрого реагирования, и организация не проводит регулярных политических совещаний. В то время как НАТО фокусируется на внешних угрозах безопасности, члены ШОС сосредотачиваются на вопросах безопасности в собственных территориальных пределах.
Для Запада, в особенности для Европейского Союза, является целесообразным стремиться к сотрудничеству с ШОС, поскольку, помимо прочего, это поможет в противостоянии попыткам России использовать ШОС в качестве инструмента для проведения антизападной политики. Это также предотвратит превращение ШОС в военизированную организацию.
Эти причины для взаимодействия ЕС и ШОС могут показаться негативными, однако для поддержки сотрудничества имеется и множество положительных причин. Европа нуждается в поставках энергии из Центральной Азии, а Центральной Азии нужны европейские инвестиции.
Другой сферой общих интересов является Афганистан. В настоящее время ЕС предлагает финансовую поддержку афганскому правительству и оказывает содействие по подготовке полицейских и правовых органов. ШОС сформировала контактную группу с Афганистаном. Обе стороны стремятся к дальнейшим действиям, и эффект их деятельности может увеличиться благодаря сотрудничеству. ЕС располагает денежными средствами, и ШОС, большинство членов которой граничат с Афганистаном, обладает квалифицированным персоналом и непосредственным опытом в этом регионе.
Стратегически выгодным представляется и сотрудничество с НАТО. Учитывая значение Китая как в военном, так и экономическом смысле, развитие отношений в области торговли и энергоснабжения между Средней Азией и Западом, и предположение о том, что вопрос безопасности Средней Азии будет иметь все большее влияние на безопасность стран Запада, сотрудничество ШОС, ЕС и НАТО представляется неизбежным. Это еще более верно в свете общих угроз безопасности, с которыми НАТО и ШОС сталкиваются в Центральной Азии, такими как терроризм, спонсируемый 'Аль-Каидой' и 'Талибаном', и незаконная торговля наркотиками.
Однако до сих пор как НАТО, так и ШОС проявляли колебания по поводу более тесного сотрудничества. Трудно сказать, есть ли у НАТО мнение по поводу ШОС. В лучшем случае, НАТО производит впечатление, что оно не рассматривает ШОС ни как проблему, ни как возможность.
Обращение к ШОС в целях сотрудничества без сомнений подтвердит установленные цели НАТО. После 11 сентября союз пришел к заключению, что вопросы угрозы безопасности следует рассматривать в общемировых масштабах, что объясняет присутствие НАТО в Афганистане. Частью глобальной стратегии НАТО было укрепление отношений с партнерами во всем мире, включая Южную Азию, которая является зоной основной ответственности ШОС.
Возможно, является неизбежным, что ШОС - во главе с Россией и Китаем - рассматривает все расширяющееся вмешательство НАТО в этом регионе с некоторым недоверием. Пока НАТО продолжает сторониться вступления в диалог с ШОС, подобное осторожное отношение будет продолжаться, и может даже усилиться. Следовательно, необходимо также рассмотреть вопрос создания Совета НАТО и Китая, по модели совместного Совета Россия-НАТО, и принятия мер, которые позволят развитию более тесного сотрудничества с ШОС в целом.
Подобное сотрудничество не устранит основных разногласий между членами ШОС и странами Запада по поводу таких вопросов как демократизация и права человека. Сотрудничество также должно будет включать в себя больше, чем просто разработка совместной политики, и должно предусматривать менее масштабные, взаимовыгодные специальные проекты. НАТО и ШОС могут вместе работать над нейтрализацией противопехотных мин в Афганистане, наряду с принятием других возможных мер по укреплению доверия, например, осуществлять совместную подготовку органов правопорядка и проводить операции по борьбе с наркоторговлей.
Для того чтобы сотрудничество по вопросам безопасности было успешным, следует избегать чувствительных политических вопросов, и сделать упор только на практические меры. Такой подход послужит интересам Европейского Союза, НАТО, членов ШОС и, в немалой степени, Афганистана.
Марсель де Хаас является старшим научным сотрудником в Нидерландском институте международных отношений в Клингендайле
__________________________________
Copyright: Project Syndicate, 2009.
Перевод с английского - Елизавета Силантьева
__________________________________
Азия недовольна действиями России в Грузии ("The International Herald Tribune", США)
Конфликт в Грузии угрожает нейтралитету Китая ("Newsweek", США)
Россия, Китай и США ("Khaleej Times", Объединенные Арабские Эмираты)
Союз России и двух гигантов ("Albaath", Арабская пресса)
НАТО в поисках новых отношений с Россией ("Le Figaro", Франция)
В России снова Октябрь ("The Washington Times", США)
К кому примкнуть: к НАТО или ШОС? ("Al Hayat", Арабская пресса)
* * * * * * * * * * * * * * *
В чем виноват русский народ? (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Любимые злодеи русского народа (Общественная палата читателей ИноСМИ)
"Кремлевская Иродиада" (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Святые или притворяются? (Общественная палата читателей ИноСМИ)