Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Российский газовый капкан

Исключение Украины из сферы российского влияния, ставит Россию в оборонительную позицию, оставляя мало шансов на сопротивление внешнему нажиму

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В то время, как Запад узнал о существовании данной проблемы в недавние годы, Россия и Украина спорят о деталях поставок природного газа, объемах, ценах и условиях транзита с момента распада СССР в 1992. В конце концов, они всегда достигали согласия, потому что России нужна твердая валюта которую приносит экспорт газа в Европу, а Украине нужен газ для своей экономики. Но в последние годы изменилось два момента...

Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей ИноСМИ.Ru'. Эту статью обнаружил и перевел наш читатель Mikhail_Andreev, за что мы ему крайне признательны

____________________________________

В момент написания статьи, начинается тринадцатый день кризиса поставок природного газа в Европу.

В то время, как Запад узнал о существовании данной проблемы в недавние годы, Россия и Украина спорят о деталях поставок природного газа, объемах, ценах и условиях транзита с момента распада СССР в 1992. В конце концов, они всегда достигали согласия, потому что России нужна твердая валюта которую приносит экспорт газа в Европу, а Украине нужен газ для своей экономики. Но в последние годы изменилось два момента.

Во-первых, 'оранжевая революция' 2004 года привела к власти на Украине антироссийское правительство. Президент Украины Виктор Ющенко хочет видеть свою страну интегрированной в Европейский Союз и НАТО, для России подобная эволюция будет подобна смерти.

На Украине размещается львиная доля инфраструктуры, связывающей Россию с Европой, начиная от трубопроводов, железных дорог и линий электропередач. Центры Украины и России тесно взаимосвязаны. Индустриальные и сельскохозяйственные зоны обеих стран практически представляют собой симбиоз. Восточная Украина это крупнейшее место проживания этнических русских и русскоязычных за пределами России.

В Крыму находится база Черноморского Флота России, напоминание насколько ужасными были варианты размещения портов в Советском Союзе, а оставшиеся у России варианты еще хуже.

Украина вклинивается в южную часть европейской части России настолько глубоко, что любая враждебная сила, контролирующая Киев, может легко угрожать целому ряду ключевых интересов России, включая саму Москву. Украина также простирается достаточно далека на восток, чтобы враждебно настроенный Киев мог бы перерезать связи и доступ России к Кавказу.

Проще говоря, исключение Украины из сферы российского влияния, ставит Россию в оборонительную позицию, оставляя мало шансов на сопротивление внешнему нажиму. А 'русифицированная' Украина делает возможным для России проецировать силу вовне и стать одним из главных региональных и, потенциально, глобальных игроков.

Следующая перемена недавних лет заключается в том, что Россия создала экономический буфер, который позволит пережить временную потерю доходов от продажи газа. С момента прихода Владимира Путина к власти в 1999 году в качестве премьер-министра, всем правительствам под его командой удавалось получать значительный бюджетный профицит. К середине 2008 года российские официальные лица с гордостью заявляли о 750 миллиардах долларов накопленных запасов и о том как Москва скоро станет международным финансовым центром. Размер московских резервов уже упал примерно на 200 миллиардов. Это цена, которую приходится платить за усилия по защите российских компаний и попытки поддержать рубль. Российский бюджет-2009 определенно будет дефицитным, и разговоры о превращении Москвы в новый Нью-Йорк забыты.

Но финансовые проблемы России бледнеют по сравнению с проблемами соседей, если не по сложности, то по воздействию. Россия не является развитой страной, ее даже нельзя отнести к числу стран Центральной Европы, которые пытаются развиваться. Поэтому нехватка капитала не вредит России так, как, например, Словакии. И хотя экономика России еще не вернулась к централизованному планированию, растущий государственный контроль над источниками финансирования означает, что сегодняшняя Россия экономически гораздо ближе к СССР, чем к России 90-х, менее экономически свободной, чем Запад. В относительном измерении, рецессия фактически увеличивает относительную экономическую мощь России, и это еще ничто по сравнению с другими инструментами российской власти. Энергетический, политический и военный уровни Москвы настолько же сильны, какими они были в период августовской войны с Грузией.

Будет преувеличением утверждать, что до 2004 года российско-украинские газовые отношения были основаны только на бизнесе. Но теперь Россия чувствует, что это вопрос жизни и смерти, что у нее есть финансовое пространство для маневра, чтобы играть жестко. Так ежегодный ритуал газовых переговоров превратился для России в ключевой инструмент, чтобы поставить Киев на колени.

И это очень мощный инструмент. Две трети потребностей Украины в природном газе покрывается из России, и доходы от транспортировки российского газа в Европу составляют костяк украинского бюджета. Украина имела и другие хозяйственные отрасли в лучшие времена, но мировая рецессия фактически остановила сталелитейную промышленность - крупнейший сектор экономики. Сторонники России на Украине, к которым в настоящее время можно отнести союзника Ющенко по 'оранжевой революции' Юлию Тимошенко, проделали большую работу чтобы добиться возложения вины за кризис с поставками именно на президента. В ситуации сокращающихся доходов, депрессии в экономике и враждебно настроенной Россией дни Ющенко, похоже, сочтены. Самый недавний опрос, призванный измерить настроение избирателей на предстоящих президентских выборах показал, что поддержка Ющенко находится ниже уровня статистической ошибки.

Но даже если бы будущее Ющенко и было светлым, Россия имеет возможность поддерживать и даже усиливать давление. Кремль предпочтет видеть скорее Украину уничтоженной, чем частью западного альянса, и Москва охотно настроена нанести максимально возможный ущерб чтобы обеспечить сохранение интересов жизненно необходимых для выживания России.

Европа относится к числу таких жертв. В целом, Европа импортирует 25% газа из России, и примерно 80% этого количества поставляется через Украину. Весь транзит через Украину в настоящее время остановлен, что привело к сокращению поставок в следующие страны - Франция, Турция, Польша, Германия, Италия, Венгрия, Румыния, Австрия, Чехия, Греция, Хорватия, Македония, Босния, Сербия и Болгария - в порядке увеличения сокращения объемов. Сообщения о массовых отключениях тепла и электричества приходят из стран второй половины списка.

Европа развивает несколько программ, призванных снизить зависимость от российского газа, но пройдут годы, пока они заработают. А до тех пор немного может быть сделано для стран, использующих значительную долю газа в энергетике. В отличие от угля, ядерной энергии и нефти, природный газ может быть доставлен только по трубопроводу в заранее выбранный пункт. Это означает, что поставщик и потребитель оказываются связанными на десятилетия, и в случае возникновения проблем, схему сложно изменить. Поставки сжиженного газа требуют значительных технологических умений в криогенике, специализированные производства, постройка которых занимает около двух лет, и крупные порты. Альтернативные трубопроводы, энергосберегающие производства, и другие виды топлива достаточно дороги и требуют еще больше времени.

Все что могут делать европейские страны в настоящее время, это полагаться на милость до тех пор, пока эта унизительная ситуация не изменится, или не будет найдено какое то необычное решение. (Польша предложила нескольким странам часть своей доли российского газа, поступающего через Белоруссию). Некоторые страны Центральной Европы строят кощунственные планы возобновления работы атомных электростанций.

Так как цель России - сломить Киев, европейские страны могут сделать очень немного. Но одна страна, Германия, определенно пытается. Из всех лидирующих европейских государств, Германия наиболее зависит от российских ресурсов, и в особенности энергии.

Канцлер Германии Анжела Меркель и Владимир Путин трижды созванивались на прошлой неделе, обсуждая проблему, а в конце недели состоится двухдневный саммит. У немцев есть три основные причины для спокойного отношения к России, хотя, казалось бы, они должны были бы быть настолько же обозлены, насколько и остальная Европа.

Во-первых, большая часть природного газа поступает в Германию не через Украину, а через Белоруссию, и Россия не прерывала этих поставок. Немцы отчаянно не хотят раскачивать корабль и политизировать спор более, чем это необходимо. Немцам нужно включить русских в дискуссию, но в отличие от большинства других игроков, они могут позволить себе не выступать в роли обвинителей, так как этот кризис не затронул их глубоко. (Наряду с другими европейцами, Берлин работает над проблемой диверсификации поставок, но пока решение не найдено они не хотят слишком рисковать).

Во-вторых, как и любой руководитель Германии, Меркель понимает, настоящие противоречия между Россией и Западом перерастут в более жесткую конфронтацию, эта борьба будет вестись в основном немецкими ресурсами и, возможно, Германия как ближайшая основная региональная держава может оказаться в центре любой крупной операции. Российской или западной, наступательной или оборонительной. Франция, Великобритания и Соединенные Штаты расположены дальше - а в двух последних случаях имеют водные преграды.

Немецкие общегосударственные интересы, заключаются не в том как воевать с Россией, а как найти возможность жить с ней. Германия традиционно является крупнейшим торговым партнером России. Обе войны между этими странами имели чудовищные последствия. По мнению немцев, если для того чтобы русские почувствовали себя в безопасности им надо отдать Украину (или даже в придачу возможность влиять на политику Польши), пуcть будет так.

В-третьих, Германия имеет собственные интересы в европейской политике. Говоря прямо, Меркель находится в поиске такого места Германии в мире, которое не ограничивалось бы только постоянными извинениями за Вторую мировую войну. После окончания 'холодной войны' Германия постепенно выбиралась из этой смирительной рубашки, и газовый кризис открывает новые интересные возможности. Если в результате переговоров Меркель и Путина удастся восстановить поставки газа, то не только Россия будет рассматривать Германию в качестве партнера, но и европейские страны будут благодарны за то, что им не придется переживать эту зиму без тепла.

Однако, убедить их будет сложно: европейские страны между Россией и Германией всегда жили в страхе, что либо та, либо другая - или, упаси Бог, обе сразу - захватят их. Но Германия находится в центре Европы, все страны страдающие от кризиса, рассматривают Германию как главного торгового партнера. Если Меркель удастся дополнить экономическую мощь Германии мощью политической, результат и возможности этого послужат цели немецкого возрождения.

___________________________________

Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru - Mikhail_Andreev

Примечание: редакция ИноСМИ.Ru не несет ответственности за качество переводов наших уважаемых читателей

_________________________________

Репутация России оказалась в заложниках незаконных действий Украины ("The Washington Post", США)

'Газпром' стал жертвой политической игры ("Forbes", США)

Путин начал старую, как КГБ, игру в газ и трубы ("Rzeczpospolita", Польша)

Газ, трубы и свобода ("Les Echos", Франция)

* * * * * * * * * * * * * * * * * *

Надежен ли газовый кран? (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Редкий газ перевалит через середину Днепра (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Все мы воры?! (Общественная палата читателей ИноСМИ)

'Газпром' задирает Европу (Общественная палата читателей ИноСМИ)