Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия-Украина: истинные и ложные ставки

Не исключено, что нынешний кризис был вызван двусмысленностью поведения каждого их задействованных игроков

Россия-Украина: истинные и ложные ставки picture
Россия-Украина: истинные и ложные ставки picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Начиная с 2005 года, каждое 31 декабря украинские переговорщики, отвечающие за энергетические связи с Россией, с тревогой ждут, когда пробьет полночь. В этом году, как и в 2006, российские поставки были остановлены. Грузинский кризис и солидарность с Тбилиси, которую проявила Украина, не способствовали улучшению отношений между двумя соседями. Однако нынешний сценарий во многом объясняется поспешными и нечеткими дипломатическими действиями Киева в декабре

Газовый кризис вызван двусмысленной стратегией политических игроков обеих стран, заинтересованных в этой блокаде. В сердце конфликта находится компания, зарегистрированная в Швейцарии.

Начиная с 2005 года, каждое 31 декабря украинские переговорщики, отвечающие за энергетические связи с Россией, с тревогой ждут, когда пробьет полночь. В этом году, как и в 2006, российские поставки были остановлены. Грузинский кризис и солидарность с Тбилиси, которую проявила Украина, не способствовали улучшению отношений между двумя соседями. Однако нынешний сценарий во многом объясняется поспешными и нечеткими дипломатическими действиями Киева в декабре. Как же сложилась эта ситуация? Чтобы понять это, необходимо рассмотреть стратегии главных игроков.

В центре газовой схемы фигурирует зарегистрированная в Швейцарии компания RosUkrEnergo, 50% которой принадлежит подставным компаниям, контролируемым 'Газпромом', 45% - Дмитрию Фирташу, украинскому бизнесмену, который и до этого занимался газовыми сделками (между Туркменистаном и Польшей), а 5% - Ивану Фурсину, давнему партнеру Фирташа.

 

RosUkrEnergo находится в центре сложного механизма, который глобально зиждется на двух столпах: покупке более дешевого центральноазиатского газа и 50-процентном участии 'Газпрома' в капитале швейцарской компании, что позволяет 'Газпрому' и его руководителям получать оплату дважды. RosUkrEnergo также финансирует ряд лиц с Украины, личность которых точно не установлена. И тут возникает вопрос: каковы роль и место компании на украинской политической сцене? Многие аналитики склонны переоценивать ее значение. Однако нынешний кризис никоим образом не сводится к процессу финансовой заинтересованности.

Парадоксальным образом энергетические переговоры между Украиной и Россией в 2008 году начинались вроде бы неплохо. 2 октября в Ново-Огарево премьер-министр России Владимир Путин встретился с украинской коллегой Юлией Тимошенко. Они подписали меморандум, предусматривающий поэтапное, в течение трех лет, повышение цен на поставляемый Украине российский газ в пропорциях, которые должны были удовлетворить обе стороны. В конце этого переходного периода Украина должна была оплачивать газ по рыночным ценам, но при этом имела возможность значительно увеличить тариф на транзит углеводородов, поставляемых из России. В меморандуме отмечалось, что он вступает в силу 1 января 2009 года при условии, что к этой дате украинская национальная компания 'Нафтогаз' выплатит свою задолженность и пени за 2008 год - 2,1 миллиард долларов. Тогда же было оговорено, что 'Нафтогаз' в будущем должен вести дела напрямую с 'Газпромом' без посредничества RosUkrEnergo. Юлия Тимошенко могла вернуться в Киев с чувством глубокого удовлетворения. Она убедилась в доброй воле российского руководства, которое, как казалось, было настроено на компромисс, и она добилась устранения RosUkrEnergo с украинского рынка, что уже много месяцев являлось одной из ее политических задач.

Однако 8 октября, из-за паралича законодательной власти, отражавшего растущую враждебность между двумя главными лицами государства, президент Ющенко объявил о роспуске парламента. В начале выборы были запланированы на 7 декабря, затем по причине финансовых трудностей и новых препятствий в парламенте перенесены на весну 2009 года. В Киеве начался период политической нестабильности и противостояния двух бывших союзников по 'оранжевой' коалиции, где третейским судьей выступала 'Партия Регионов' Виктора Януковича. Произошло это именно в то самое время, когда украинские власти должны были выплатить газовые долги за текущий год и зафиксировать цену на следующий год в соответствии с соглашением, достигнутым в Ново-Огарево.

Вполне логично, что в подобном контексте, каждая из сторон начала использовать эту историю в своей стратегии. Тем более что президентские выборы на Украине запланированы на конец 2009 - начало 2010 гг. Не исключено, что нынешний кризис был вызван определенной двусмысленностью поведения каждого их задействованных игроков, мешавшей достижению компромисса и доводившей ситуацию до крайности. И тут возникают многочисленные вопросы.

Во-первых, почему Юлия Тимошенко позволила кризису затянуться до конца декабря, если она в октябре уже обо всем полюбовно договорилась с Владимиром Путиным? Создается впечатление, что ее правительство совершенно не озабочено тем, чтобы вовремя урегулировать задолженность. И его не волнует, что переговоры о цене за газ завершились ничем, несмотря на разумные предложения, выдвинутые русскими. В декабре 'Газпром' предложил цену 250 долларов за 1000 кубометров, которую украинцы отвергли (в настоящее время весьма сложно понять, какое препятствие могло стать тому причиной). Украинцами было сделано встречное предложение - 208 долларов, затем 1 января - 235 долларов, но было уже поздно. После первого отказа русские назначили цену в 418 долларов.

Таким образом, частично вину за ужесточение российской позиции несет Юлия Тимошенко. Возможно, она делает ставку на усиление внутреннего кризиса на Украине в надежде, что он наконец-то приведет к радикальным переменам в политическом пейзаже в преддверие парламентских и президентских выборов 2009 года? Или она рассчитывает, например, что президент Ющенко раскроет свои истинные политические амбиции, подталкивающие его к союзу с 'Партией регионов', несмотря на риск еще более дискредитировать себя? Однако если она в краткосрочный перспективе откажется от энергетического договора с Россией, особенно от соглашения об устранения из процесса RosUkrEnergo, то это можно объяснить лишь ее стремлением прийти к власти в результате грядущих выборов.

 

Стратегия России намного более очевидна. Чего хочет добиться Москва с помощью этого кризиса? Представляется маловероятным, что она хочет наказать Украину за поддержку Грузии. И скорее всего, дело не в тарифах или невыплаченном долге, поскольку 'Газпром' был готов пойти на цену в 250 долларов, а 1,5 миллиардов долларов были перечислены Украиной в начале января. (Остается вопрос неустоек, которые 'Газпром' оценивает в 614 миллионов долларов, но эта сумма сама по себе вряд ли может быть причиной столь острого кризиса).

Зато вполне вероятно, что российское руководство решило воспользоваться украинским разбродом и шатанием, чтобы лишний раз подчеркнуть ненадежность стран-транзитеров. Именно в этом ключе, судя по всему, нужно истолковывать обвинения в хищениях, выдвинутых 'Газпромом' против украинцев в первых числах января. Именно в этом контексте стоит рассматривать заявление Путина, который указал европейцам на преимущества газопровода North Stream.

Самым же правдоподобным представляется следующее объяснение: российские власти, как и Юлия Тимошенко, пытаются обострить внутриукраинское соперничество и поставить страну на грань политического, экономического и финансового банкротства. Поэтому не похоже, чтобы Россия считала присутствие RosUkrEnergo на украинском энергетическом рынке вопросом первоочередной важности.

И, наконец, остается двусмысленная позиция президента Виктора Ющенко. Что скрывается за его нарочитой отстраненностью? На протяжении последних недель он вел себя крайне сдержанно. Конечно же, он постоянно призывал правительство незамедлительно решить вопрос с урегулированием долга, но далее этого он не пошел. Сейчас он находится в сложном положении. Энергетический кризис может ему навредить, но он, пожалуй, для него предпочтительнее, чем реализация условий соглашения, подписанного Юлией Тимошенко, ставшей его политическим врагом. Вынужденный выбирать из двух зол, он, несомненно, сейчас главный проигравший.

Может статься и так, что он попробует хотя бы сохранить на украинском рынке RosUkrEnergo. Известно, что он поддерживает отношения с бизнесменом Дмитрием Фирташем, и в конце 2008 года выступил на защиту одного из его протеже, главы Нацбанка Украины Владимира Стельмаха, отставки которого требовала премьер-министр. Однако нет доказательств того, что президент Ющенко получает финансовую выгоду от механизма, выстроенного вокруг зарегистрированного в Щвейцарии предприятия. Как бы там ни было, эта мотивировка вряд ли была бы достаточной, чтобы объяснить сопротивление президента и обструкцию, которую он устраивает соглашению с 'Газпромом'. Если на президенте Украины и лежит доля ответственности за разразившийся кризис, то она скорее она связана с идеей о сближении с 'Партией регионов' перед грядущими выборами.

Лоран Винатье - научный сотрудник Центра международных исследований парижского Института политических наук

_________________________________

Неправы и Украина, и Россия, но Россия неправа больше ("The Times", Великобритания)

Европа не должна расплачиваться за ошибки украинцев ("Le Figaro", Франция)

Газовый кризис - мастер-класс от Путина: как терять друзей и ссориться с соседями ("The Times", Великобритания)

* * * * * * * * * * * * * * * * * *

Надежен ли газовый кран? (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Редкий газ перевалит через середину Днепра (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Все мы воры?! (Общественная палата читателей ИноСМИ)

'Газпром' задирает Европу (Общественная палата читателей ИноСМИ)