В начале месяца, пока широкие массы русских олигархов 'гудели' на горнолыжных курортах типа Куршевеля, щеголяя мехами и деньгами, Александр Лебедев поехал отдыхать в пустыню, где сидел в футболке, шортах и без обуви на песке - а кроме песка, там мало что и было. Он с презрением относится к подобным излишествам и сам предпочитает 'познавательный отдых'.
Что конкретно он познал, сидя в дюнах и разглядывая небеса, остается загадкой. Однако две вещи, по крайней мере, ясны: во-первых, Лебедев нетипичен для миллиардера с московского 'Дикого Востока'; во-вторых, во время своего пустынничества он решил не отступать и добиваться возможности пробрести лондонскую газету Evening Standard.
Согласитесь, не каждый день происходит такое, чтобы бывший шпион из КГБ покупал газету, принадлежащую 4-му виконту Ротермеру, который также владеет Daily Mail. Тем не менее, по состоянию на вчерашний день сделка была уже близка к заключению. По словам информированного источника, юристы уже перешли к подпунктам:
- Детали еще прорабатываются, но сама по себе сделка выглядит все более и более вероятной. Судя по всему, обе стороны видят в ней выгоду.
Ротермер избавится от газеты, которая, по некоторым оценкам, приносит ему каждый год по десятку миллионов фунтов убытка, а то и больше - поэтому и цена, о которой сегодня говорят на рынке - всего 1 фунт. Лебедев же, со своей любовью к политике, получит очередную прибавку к своей медиагруппировке и публичную площадку за пределами России.
Правда, ни о каком вмешательстве в дела газеты не будет идти и речи, о чем вы. На прошлой неделе миллиардер публично заявил, что будет для Evening Standard владельцем, 'ни в коем случае' не влезающим в жизнь редакции, а те, кто знает его лично, отзываются о нем как о человеке, верном своему слову.
- В его желании купить эту газету нет ничего страшного, за ним ничего не стоит, - сказал один из его друзей. - По российским меркам, газета стоит недорого, и дело не в деньгах, а в статусе. Для него покупка лондонской газеты - важный шаг, это хорошо для имиджа.
С другой стороны, 27 декабря в своем блоге Лебедев, вкупе с предсказаниями событий 2009 года, сделал одно любопытное заявление: 'Будет продана россиянам одна из старейших и известнейших газет в Европе. Это станет шагом к созданию Международного медиа-ресурса, противостоящего антилиберальным тенденциям усиливающегося авторитаризма в мире'.
И правда любопытно. Не дают покоя лавры Нострадамуса - или он уже тогда положил глаз на Evening Standard, газету, основанную в 1827 году? В Лебедеве одна из самых интересных вещей - его неоднозначность и даже некая игривость. Иногда совершенно невозможно понять, когда он шутит, а когда говорит серьезно.
Он любит говорить, что не так богат, как думают люди, себя называет 'картофелеводом', носит джинсы с кроссовками (кроссовки иногда - без шнурков) и жалуется на то, что почему-то оказался в журнале Forbes как один из самых богатых людей мира. По оценке Forbes, в 2008 году размер его состояния равнялся 3,1 миллиарда долларов - то есть в первые четыре сотни он попал. И даже если - как утверждает сам Лебедев - он много потерял из-за кредитного кризиса, даже сегодня он явно не голодает.
Его считают независимым либералом, позволяющим себе критику в адрес Кремля, что его устраивает. Интересно, что бывший президент и нынешний премьер-министр России Владимир Путин никогда не шел против Лебедева так, как против других олигархов и 'раздражителей'.
- Александр - он типа белой вороны, - рассказывает один из московских богачей, знакомый с Лебедевым еще с нала 90-х годов. - Он говорит вещи, которые другие олигархи боятся даже произнести, это верно - особенно что касается публичной критики власти. С другой стороны, мы же в России! считать его оппозиционной фигурой было бы ошибкой. Мне кажется, что к власть предержащим он гораздо ближе, чем он об этом говорит вслух.
- В путинской России так не бывает, чтобы кому-то, кто не устраивает Кремль, дали возможность владеть такими активами, какими владеет Лебедев. Например, долей в 'Аэрофлоте'. Это же государственная авиакомпания - кто ж теперь поверит, что ты в оппозиции?
Однако, в то же время, Лебедев поддерживает близкие отношения с Михаилом Горбачевым, которого считают другом Запада; он чрезвычайно активно занимается благотворительностью и планирует построить в России мемориал жертвам советского ГУЛАГа. Итак, сапожник? портной? медиамагнат? филантроп? или шпион? кто ты есть такой?
Лебедеву 49 лет. Родился он в привилегированной семье советских ученых. Его мать преподавала английский язык в одном из престижнейших университетов Москвы, а отец был профессором технических дисциплин. Он получил самое лучшее для Советского Союза образование и закончил элитный Институт международных отношений, где изучал экономику. В 1983 году он поступил в разведывательную академию КГБ, где с самого начала хорошо себя зарекомендовал и вскоре получил назначение в Лондон.
В Лондоне у него появились связи, благодаря которым в Россию он вернулся уже бизнесменом; после распада Советского Союза он построил банковскую империю, а после этого начал интересоваться и другими отраслями - в частности, СМИ и авиаперевозками.
- Ты можешь быть хоть семи пядей во лбу, - рассказывает один бизнесмен, знающий Лебедева, - но в России, чтобы стать таким же успешным, как Лебедев, у тебя должны быть серьезные связи - либо в политике, либо в разведке, либо и там, и там. Его бизнес получил поддержку там, где надо.
В 2003 году он баллотировался на выборах мэра Москвы и депутатов Государственной Думы. Мэром он не стал, но в парламент был избран, после чего не раз выступал с популистских позиций - критиковал других олигархов, включая владельца футбольного клуба 'Челси' Романа Абрамовича, за то, что они мало делают для простого народа. Как-то он сказал: 'Если кто-то покупает самолеты, яхты и заграничные футбольные клубы, кому это понравится? Кто-то тратится только на то, чтобы удовлетворять собственные желания, а кто-то старается как-то сделать так, чтобы и граждане страны что-то имели с этого'.
В Великобритании он и его сын Евгений (пишется Evgeny, произносится - Yevgeny) стали известны тем, что организовывали - полностью за свой счет - благотворительные балы, деньги от которых шли в Фонд Раисы Горбачевой, предоставляющий детям из России и других стран возможность лечиться от рака.
Отца и сына - между ними всего 20 лет разницы - часто видят вместе в городе. Евгения иногда преподносят этаким плейбоем (в свое время его часто видели вместе с Джери Холивелл (Geri Halliwell) из Spice Girls, а сейчас утверждают, что он встречается с актрисой Джоли Ричардсон (Joely Richardson)), которого интересует не столько глобальная война с авторитаризмом, сколько программа лондонских увеселительных заведений типа Annabel's или Boujis. Но этот имидж не во всем верен. Евгений - предприниматель, занимающийся модным, ресторанным и кинобизнесом, а также коллекционер предметов искусства. Один его друг вспоминает, что стоял в одном из склепов Ватикана, восхищаясь скульптурой, и в этот момент зазвонил его мобильный телефон.
- Это был Евгений. Оказалось, что об этом скульпторе он знает все. Он вообще много знает.
У Лебедевых и их заявки на покупку Evening Standard есть поддержка и в самой газете. В пятницу она вышла с большой статьей, рисующей 'лондонских русских' в положительном свете. Кое-какие фразы были переведены с русского, например: 'A futbol'niy klub Chelsea takzhe prodayostsya'? - 'Is Chelsea football club for sale, too?'.
В мире шпионажа хуже нет, когда в твою организацию проникает двойной агент. Наверняка найдутся люди, чье воспаленное воображение подскажет такой сценарий - а ты, мил человек, не из таких ли будешь? Может быть, этот бывший кагэбэшник старается 'застолбить' плацдарм в западных СМИ, и его цели станут ясны лишь гораздо позднее? Найдутся и те, кто поспокойнее, кто скажет: вредно столько читать Джона Ле Карре (John le Carre), Лебедев уже давно ушел из разведки, и от прошлых лет если что и осталось, так это привычка читать газеты, в том числе и Standard.
Но во всей своей многогранной красе миллиардер предстал в сентябре, вскоре после войны между Россией и ее бывшей республикой Грузией, на празднике по поводу выхода в продажу первого номера русской версии глянцевого журнала Tatler. Сама вечеринка на теплоходе на Москве-реке была апофеозом китча.
Он критиковал российскую власть - но и обрушился на западную прессу за то, что она не желает понимать Россию.
- Нам не доверяют, потому что у нас неправильная политическая система, это так. Но, с другой стороны, о России говорят очень много неправды, - сказал он одному из гостей. - Весь мир говорит: вот она, эта старая агрессивная советская Россия, вот она нападает на маленькое, демократическое и очень мирное государство. Мне же кажется, у России просто не было другого выбора. Мы не отработали как положено в части пропаганды, в части разъяснения нашей позиции, но и Западу не помешало бы чуть больше объективности.
Также примечательно, как повел себя Лебедев в том единственном случае, когда его интересы открыто столкнулись с интересами Путина. Когда маленький российский таблоид, которым владеет Лебедев, написал, что у Путина любовная интрижка с гимнасткой, Путин пришел в ярость. И он, и гимнастка, заявили, что это неправда - и как отреагировал Лебедев? закрыл газету.
Даже те, кто проводит с ним вместе много времени, не знают, что сказать о нем. По мнению режиссера Патрика Форбса (Patrick Forbes), делавшего документальный фильм о российских олигархах, он - не идеолог, а оппортунист.
- Это человек, которому нравится играть. Не думаю, что его прошлое в КГБ имеет большое значение. В Советской России у тех, кто был умен, образован и знал языки, было мало хороших перспектив, кроме КГБ, и я не думаю, что из-за этого надо считать, что он в глубине души не любит Запад или имеет соответствующие политические воззрения. Как и Абрамович, он внедряется в английское общество не только ради респектабельности. Для него это еще и вопрос безопасности: чем более он заметен на Западе, тем сложнее будет Путину или кому-то еще напасть на него или как-то навредить.
Более осторожен в своих оценках Эдвард Лукас (Edward Lucas), автор книги 'Новая 'холодная война'' (The New Cold War):
- Хотя финансовый кризис нанес по российским сверхбогачам жестокий удар, все относительно. Ведь британские богачи не едут в Россию и не покупают там газеты. Что мы видим? мы видим, что богатый человек из России, о мотивах которого никогда нельзя говорить с полной определенностью, делает приобретение, дающее ему доступ в одну из цитаделей британской общественной жизни.
Именно из-за невозможности 'с полной определенностью' назвать его мотивы министр по поддержке бизнеса лорд Мандельсон указал провести специальное рассмотрение предложения о покупке газеты, обосновав это 'интересами общественности'. Члены кабинета получили такие полномочия после того, как заявку на приобретение группы газет Express Newspapers (Daily Express, Sunday Express, Daily Star, Daily Star Sunday) подал Ричард Десмонд (Richard Desmond), владелец нескольких журналов весьма легкого содержания.
Кстати, загадочный Лебедев в своей декабрьской записи в блоге сделал еще несколько интересных предсказаний (помните, 'респектабельную газету купит русский'?). Во-первых, 'Уго Чавес (Hugo Chavez) [президент Венесуэлы] лишится власти'; во-вторых, 'Виктора Ющенко [президента Украины] объявят маньяком'; в-третьих, 'Барак Обама справится с экономическим кризисом США'. И, в-четвертых, 'А. Лебедев покинет список Forbes и станет обычным гражданином, малым или средним предпринимателем'.
Игра? Или - нет?
В подготовке статьи также участвовали Джайлс Хэттерсли (Giles Hattersley) и Анна Михайлова
__________________________________________
Лебедев и The Evening Standard ("The Financial Times", Великобритания)
Бедные олигархи! Неужели им придется отказаться от самолетов, яхт, и особняков на Лазурном берегу? ("Le Nouvel Observateur", Франция)
Александр Лебедев: 'Мои акции стоили миллиард. Теперь триста миллионов. В моей жизни из-за этого ничего не изменилось' ("The Guardian", Великобритания)