В деле восстановления трансатлантического альянса президенту Бараку Обаме придется противостоять Москве, намеревающейся разделить Европу на постоянные 'сферы влияния'. Россия воинственна, а Европейский Союз разобщен, и поэтому Обаме придется сочетать практическое взаимодействие с Кремлем по вопросам взаимного интереса - например, нераспространению оружия массового поражения и борьбе с терроризмом - с проявлениями стратегической решительности, усиливающей атлантическое сообщество.
Победа Обамы на выборах была воспринята в Кремле как возможность подточить глобальность возможностей Америки. В обращении к парламенту после выборов в США президент Дмитрий Медведев подчеркнул, что у России есть глобальные интересы, выступил с угрозой разместить на границах Польши ядерное оружие и обвинил Вашингтон в провоцировании конфликтов на Кавказе. Фактически Медведев бросил Обаме вызов, потребовал от него стратегических уступок: отказа от строительства запланированной системы противоракетной обороны в Польше и Чехии и молчаливого признания более четко обозначенных 'сфер влияния' в Восточной Европе.
За риторикой Кремля скрывается страх. В Кремле видят, что правительство Обамы потенциально представляет собой серьезную угрозу целям России - восстановлению сверхдержавного статуса и подрыву лидерства США. Очевидная популярность нового президента может улучшить глобальный имидж Соединенных Штатов, снизить накал антиамериканских настроений, усилить критику кремлевского авторитаризма и создать импульс для новой стратегии Запада, способной встать поперек курса России на экспансию.
После фактического раздела Грузии в августе прошлого года внутри Европейского Союза сформировалось два широких стратегических подхода к Москве - пассивный и активный. Сторонники пассивного подхода - они же 'согласные с разделом на 'сферы влияния'' - идут на уступку Москве, стремящейся разделить Европу на зоны преимущественно западного и преимущественно российского влияния. Сторонники активного подхода, подхода 'Большой Европы', стремятся к экспансии евроатлантического сообщества. И Москва боится, что президент Обама поддержит 'активный' лагерь.
Понятно, что ни в одной из столиц ЕС никто открыто не признается в том, что согласен с подобным геополитическим разделом Европы. Однако такие позиции проявляются в призывах остановить расширение НАТО и самого ЕС и в общем непротивлении заявлениям России, что ее национальные интересы важнее, чем национальные интересы ее непосредственных соседей, среди которых такие верные союзники США, как Польша и три страны Балтии.
Подобная соглашательская политика, проводимая западными странами, будет иметь далеко идущие последствия при решении странами в обеих сферах влияния вопросов своей безопасности и внешней политики. Это будет сигнал, подобный Ялте - признание и возвеличивание России. Постсоветские государства, включая Украину, Молдову, Грузию и Беларусь, навеки попадут в вассальную зависимость от Москвы, а безопасность восточного фланга НАТО будет серьезно подорвана.
Позиция 'Большой Европы' совершенно иная. В ней расчеты России, которая представляет безопасность Старого континента как конфронтационную игру, полагаются ничтожными. Эта позиция дает возможность каждой стране принять суверенное решение по вступлению в многосторонние институты, такие как НАТО и ЕС, которые не угрожают безопасности какой-либо соседней державы. И хотя сторонники этого подхода не ищут конфронтации с Москвой, они готовы открыто выступить против имперских целей России.
Сегодня в странах Центральной Европы уже налицо настоятельная необходимость разработать эффективные формы защиты против вылазок России. В последние месяцы существенно усилились сомнения в практической значимости гарантий безопасности, которые дает Пятая статья Вашингтонского договора. Пищу для таких настроений дают некоторые старые члены Альянса, в частности Германия и Франция, проявляющие соглашательский подход к России.
Для реализации устремлений и нейтрализации беспокойства новейших союзников Америки в Европе, а также стран, добивающихся права вступления в НАТО и ЕС, необходим активный подход, объединяющий США и членов Альянса. Новые демократии Европы должны быть уверены, что их безопасность обеспечена, для чего НАТО необходимо разработать конкретные оборонные планы и программы военной модернизации и закупок современного вооружения.
Россия, несмотря на структурную и финансовую слабость, а также слишком большую зависимость от углеводородных доходов, остается серьезной угрозой для своих более слабых соседей. Москва не прекращает политику диверсий и дестабилизации на всем пространстве бывшей советской империи, используя в качестве инструмента контроль над жизненно важными энергоресурсами. Нынешний спор с Украиной по ценам на энергию и прекращение поставок российского газа - это курс на ослабление украинского государства и замедление движения Киева в сторону западных институтов.
Что касается внутренних проблем России, связанных с глобальной рецессией, то на практике они могут даже усилить внешнюю угрозу, которую она собой представляет. Для Москвы уже традиционна мобилизация населения через манипуляцию чувством 'осажденной крепости', а также давление на соседей, направленное на то, чтобы отвлечь внимание от усиления недовольства внутри страны. Финансовый кризис уже дал государству возможность усилить свой контроль над экономикой и сконцентрировать еще больше власти в руках Кремля, которые ради повышения статуса России вполне способны на организацию искусственных кризисов в соседних государствах.
В итоге перед президентом Обамой встанут две серьезнейшие проблемы - восстановление атлантического альянса и решение вопросов, порождаемых неоимпериализмом России. Прежде всего, Вашингтон должен выступить против всяких шагов, направленных на повторное разделение Европы на зоны 'холодной войны' или на подрыв безопасности какого бы то ни было европейского государства. Это можно сделать, интенсифицировав связи с новыми демократиями Европы и предложив странам, стремящимся вступить в НАТО, более четкий путь к их цели.
Если Запад объединится и будет действовать достаточно грамотно, внутренние проблемы Москвы и ее неспособность построить сколько-нибудь долговременную сферу доминирования дадут существенный импульс к возрождению демократических и прозападных сил вдоль протяженных границ России.
Януш Бугайский - директор программы 'Новые демократии Европы' (New European Democracies) Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic & International Studies). Только что в издательстве CSIS Press вышла его новая книга 'Расширение Евразии: европейские амбиции России' ("Expanding Eurasia: Russia's European Ambitions").
_____________________________________________
Перекрытый газовый кран, тандем, война, борьба с кризисом ("Kitekinto", Венгрия)
Россия намерена в четыре раза увеличить производство ядерных ракет ("The Guardian", Великобритания)
Финляндия@ИноTV: 'Речь Медведева была очень позитивной - а мы: 'О, 'Искандер'! Ракеты!'' ("The Financial Times", Великобритания)