Уважаемый редактор!
Пишу Вам касательно статьи 'Из-за распродажи советских активов гибли люди' ('Soviet sell-offs led to deaths'), опубликованной в Вашей газете 15 января и посвященной новому исследованию, публикуемому в журнале 'Ланцет', авторы которого якобы доказывают, что 'шоковая терапия' стала причиной всплеска смертности в странах переходного периода после коммунизма. В этой статье содержатся выпады и против меня - притом, что сам материал есть не что иное, как весьма сумбурная полемика, не выдерживающая серьезной эпидемиологической критики.
Термин 'шоковая терапия' был впервые применен по отношению к быстрому переходу от коммунизма к капитализму, осуществлявшегося в Польше, при правительстве которой я состоял консультантом в первые годы переходного периода. При этом в Польше не было ни всплеска смертности, ни снижения средней продолжительности жизни. Последний показатель, напротив, вырос с 70,9 года в период с 1985-90 гг. до 71,5 года в 1990-95 гг. (данные Отдела народонаселения ООН). То же самое произошло в Словении (за те же два периода - повышение с 72,4 до 73,5 года), Чехии (71,5 и 72,7 года, соответственно) и других странах региона, где происходил быстрый переход к рыночной экономике.
Совершенно очевидно, что 'шоковая терапия', или, если точнее, быстрый переход к работающей рыночной экономике, не оказал заметного негативного воздействия на продолжительность жизни в этих странах. Если какое влияние и было, то только положительное: в странах Восточной Европы люди начали значительно лучше питаться.
Собственно, авторы исследования, опубликованного в 'Ланцете', сами признают, что их версия влияния 'шоковой терапии' неприменима к Восточной Европе, но упорно продолжают меня критиковать - даже зная, что несколько восточноевропейских правительств, которые консультировал я, провели реформы очень успешно.
Повышение уровня смертности произошло не в Восточной Европе, а в некоторых частях бывшего Советского Союза, и в наибольшей степени затронуло россиян мужского пола среднего возраста. Однако тот факт, что в России в 1992-94 гг. проводилась ваучерная приватизация, может быть лишь на последних местах в списке потенциальных причин этого процесса - а наиболее вероятно, что его роль была и вовсе нулевой. Разруха в России стала следствием гораздо более весомых причин: развала империи, главную роль в которой играла Россия, массовой коррупции и среды, характеризуемой политическим и экономическим беспорядком.
Однако наиболее важным фактором остается другое обстоятельство: в России продолжительность жизни начала падать еще до начала переходного периода - с конца 60-х годов 20-го века. Самое лучшее исследование, посвященное этому продолжительному кризису, написала группа диетологов-эпидемиологов во главе с профессором Барри Попкином. В своей новой книге 'Мир толстый' (The World is Fat) профессор отмечает, что советское планирование активно продвигало в массы систему питания с высоким содержанием животных жиров и мяса крупного рогатого скота: 'На такие факторы, как содержание насыщенных жиров, уровень холестерина, общую калорийность и ожирение [советские власти] не обращали внимания'. Уже несколько десятилетий спустя 'среди взрослого населения стран бывшего Советского Союза наблюдался самый высокий уровень заболеваний сердечно-сосудистой системы в мире; эти люди страдают от избыточного веса и ожирения, много курят, слишком много пьют и вообще ведут нездоровый образ жизни'.
Авторы статьи в 'Ланцете' выступают с невероятным заявлением: 'к 1994 году шоковая терапия в России была применена полностью'. Сразу видно, что с экономическими понятиями они привыкли обходиться весьма вольно. В реальности все было практически наоборот. Россия переживала период не перехода к нормально функционирующей рыночной экономике, как, например, Польша, а период разрастающегося хаоса. Лично я в первые же недели 1994 года прекратил свою деятельность в качестве консультанта правительства России в знак протеста против роста коррупции и полного нежелания Запада помогать российским реформаторам, фактически оставленным на 'съедение' коррумпированным политическим конкурентам. Будучи консультантом, я неоднократно обращался к западным правительствам с просьбами помочь России справиться с кризисом системы здравоохранения, но все было тщетно. Запад просто не отреагировал вовремя, не отреагировал адекватно.
Джеффри Д. Сакс, Колумбийский университет, Нью-Йорк, Соединенные Штаты Америки.
_________________________________________
Из-за распродажи советских активов гибли люди ("The Financial Times", Великобритания)
Коррупция разъедает все слои общества России ("Le Figaro", Франция)
Особняки, машины, картины и все остальное - компенсация за суровую и аскетическую прошлую жизнь ("The Independent", Великобритания)