Sunday, January 18, 2009; B07
Семь лет назад афганские силы при поддержке Соединенных Штатов свергли режим талибов и лишили 'аль-Каиду' террористического пристанища, учебного полигона и плацдарма, которыми стал для них Афганистан. С тех пор произошли существенные подвижки, включая демократические выборы, освобождение все большего числа афганских женщин, которые могут принимать участие в общественной жизни, и очевидные улучшения в сфере здравоохранения и образования.
Но честный анализ ситуации в Афганистане должен привести нас к выводу о том, что на настоящий момент мы не добились того, на что рассчитывали. Если на севере и западе страны установился мир, и ситуация постепенно улучшается, то юг и восток страдают от вылазок повстанцев, наркотиков и неэффективного управления. Афганцы все более разочарованы отсутствием прогресса в восстановлении их страны. А население тех стран, которые направили туда свои войска в рамках миссии НАТО, задается вопросом: как долго продолжится эта операция - и скольких молодых мужчин и женщин мы еще потеряем, проводя ее.
В апреле, по случаю 60-й годовщины основания НАТО, президенты и премьер-министры стран-членов НАТО встретятся во французском Страсбурге и немецком Келе. Эта встреча будет частью первого европейского турне Барака Обамы в качестве президента и станет возможностью для лидеров альянса обсудить дальнейший путь. Из опыта последних лет миссия должна вынести для себя пять ключевых уроков:
- Афганское руководство - не какая-то отдаленная цель; это то, что нужно нам как можно скорее, и то, чего мы должны требовать. Основная проблема Афганистана не в том, что талибы слишком влиятельны, а в том, что там слишком мало эффективного управления. Афганцам нужно правительство, заслуживающее их лояльности и доверия; когда оно у них будет, повстанческое движение лишится кислорода. Международное сообщество должно усилить свою поддержку избранному правительству, а посредством его - афганскому народу. Но мы заплатили достаточно высокую цену в человеческих жизнях и материальных затратах, чтобы требовать от афганского правительства более конкретных и энергичных действий по искоренению коррупции и повышению эффективности - даже когда для этого приходится принимать трудные политические решения.
- Более сплоченный подход нужен и НАТО. Наши операции до сих пор ведутся довольно разрозненно, и каждой из стран отведен тот или иной район. Преимущество этого подхода состоит в том, что контингенты отдельных стран лучше знакомятся с местностью, а местные жители могут увязывать развитие с военными операциями. Негативная сторона: многообразные подходы к военным операциям и помощи по развитию в рамках одной миссии снижают эффективность и могут поставить под вопрос солидарность. Мы должны применять более общие подходы к нашим усилиям, в том числе, сокращая территориальные ограничения на размещение наших сил для поддержки сил союзников.
- Проблемы Афганистана невозможно решить лишь в его границах. Вызовы, стоящие перед Пакистаном, органично связаны с вызовами, стоящими перед Афганистаном, и то же самое можно сказать об отношениях Пакистана с Индией. Более того, все соседние страны жизненно заинтересованы в том, что происходит в Афганистане. Международное сообщество должно применять региональный подход. Ответ на вызовы, стоящие перед Афганистаном, должен даваться при участии всех основных соседей. Хотя НАТО не обязательно руководить этим процессом, очевидно, что альянс заинтересован в том, чтобы играть в нем определенную роль.
- Мы не можем выступать за всеобъемлющий подход лишь на словах. Мы не раз заявляли, что военная сила не может решить все проблемы Афганистана. Но мы обязаны активизировать военную операцию отчасти из-за недостаточности ресурсов и координации со стороны гражданских властей. Должны предприниматься большие усилия по поддержке полиции; координации помощи на развитие и усилению миссии ООН в Афганистане. И самое главное, афганские чиновники должны принимать трудные решения, необходимые для создания эффективной и некоррумпированной системы власти, которой люди могут доверять. Чем больше времени уйдет на подвижки в этой сфере, тем более длительной будет военная операция, ценой человеческих жизней.
- Стратегическим театром боевых действий является информационное поле. Для сотрудников информационных служб нет второстепенных задач. На Западе распространено представление, согласно которому афганцы не хотят, чтобы на их территории размещались иностранные военнослужащие. На самом деле, по данным опросов, более 70 процентов населения поддерживает миссию НАТО. Большое внимание справедливо уделяется инцидентам с участием наших войск, в которых гибнут мирные жители; гораздо меньше внимания уделяется преднамеренным убийствам мирных жителей талибами, которые происходят в пять раз чаще. Международное сообщество должно сделать приоритетом стратегическую информационную борьбу. Мы должны лучше показывать, что добиваемся ощутимого, реального прогресса в достижении своей цели - и напоминать миру о том, что талибы как были, так и остаются безжалостными убийцами, презирающими права человека.
Для того, чтобы ответить на эти вызовы, потребуются новые подходы, политическое мужество и новые ресурсы. Но цена неудачи - нестабильность в крайне нестабильном регионе, пристанище для международного терроризма и огромные страдания афганского народа - гораздо выше. Мир просто не может позволить себе неудачу в Афганистане. Прокладывая путь в будущее, НАТО и международное сообщество в целом должны усваивать уроки прошлого.
Яап де Хооп Схеффер - генеральный секретарь НАТО
* * * * * * * * * * * * * * * * * *
Надежен ли газовый кран? (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Редкий газ перевалит через середину Днепра (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Все мы воры?! (Общественная палата читателей ИноСМИ)
'Газпром' задирает Европу (Общественная палата читателей ИноСМИ)
________________________________
Бей и беги ("The Times", Великобритания)
Генерал в отставке размышляет об уроках афганской войны ("Los Angeles Times", США)
Убийство мирных жителей - новый выбор в варварской войне НАТО ("The Guardian", Великобритания)