В понедельник в центре Москвы были убиты известный российский адвокат и правозащитник, часто вступавший в конфликт со спецслужбами, и студентка-журналистка, расследовавшая деятельность неонацистов. Возмущенные и скорбящие коллеги подозревают, что они пострадали за то, что выполняли свою работу.
Наглое нападение было совершено среди дня, через несколько минут после того, как 34-летний Станислав Маркелов закончил пресс-конференцию, на которой он протестовал против досрочного освобождения старшего офицера российской армии, осужденного за совершенные на Чеченской войне зверства.
Как сообщают власти, убийца в темной лыжной маске выстрелил Маркелову в голову прямо на улице, расположенной недалеко от Кремля. 25-летняя журналистка Анастасия Бабурова, по-видимому, попыталась остановить нападавшего, и он выстрелил в голову и ей, после чего скрылся в метро, заявили представители властей.
Маркелов умер на месте, а Бабурова, студентка Московского государственного университета, внештатно сотрудничавшая с независимой 'Новой газетой', скончалась на операционном столе несколькими часами позже.
Правозащитники выразили в связи с происшедшим скорбь и возмущение. Многие из них вспоминают убийство журналистки 'Новой газеты' Анны Политковской в 2006 году, вызвавшее международные протесты против сворачивания свобод в России.
Председатель Московской Хельсинкской группы - одной из старейших в России правозащитных организаций - Людмила Алексеева назвала Маркелова 'на редкость бескорыстным молодым человеком' и заявила, что его смерть - 'позор для нашей страны'.
Во время нашего телефонного разговора она, захлебываясь слезами, сказала: 'Никто здесь не может чувствовать себя в безопасности!'
По словам заместителя главного редактора 'Новой газеты' Сергея Соколова, часть свидетелей утверждает, что убийца выстрелил в Бабурову, когда она попыталась задержать его, а часть говорит, что, по-видимому, он с самого начала нацелился и на нее тоже.
Бабурова начала сотрудничать с газетой в октябре. Занималась она московскими неонацистскими группировками и исследовала связанные с ними судебные дела.
Как сообщают друзья Маркелова, у него остались жена и маленькие дети. Он представлял интересы профсоюзов, экологических организаций и журналистов, в том числе Политковской. Однако наибольшую известность он получил благодаря своей активной работе с жертвами пыток и других преступлений, совершенных российскими службами безопасности во время чеченской войны.
В последние дни Маркелов дал ряд интервью, в которых оспаривал решение суда досрочно освободить бывшего армейского полковника Юрия Буданова, осужденного в 2003 году за убийство 18-летней чеченки, которую он считал вражеским снайпером.
Буданов, заслуженный офицер танковых войск, сознался в том, что в марте 2000 года похитил Эльзу Кунгаеву и задушил ее в приступе ярости во время допроса. Вначале он был оправдан ввиду временного помешательства, но потом его лишили звания и приговорили к 10 годам заключения.
Несмотря на это, Буданов продолжал пользоваться в России определенным общественным сочувствием, и его сторонники активно добивались его досрочного освобождения. В результате, невзирая на возражения чеченских официальных лиц и правозащитников, он был выпущен на свободу в прошлую пятницу, за пятнадцать месяцев до истечения приговора.
По словам отца убитой девушки Виссы Кунгаева, в день смерти Маркелов, представлявший интересы семьи Кунгаевых, получил угрозы. Его угрожали убить, если он не откажется от дела и не прекратит мешать освобождению Буданова.
'Я говорил ему: 'Ладно, тогда остановись'. Но он ответил: 'Нет, Висса, будем продолжать'', - заявил агентству Reuters Кунгаев, сейчас живущий с семьей в Норвегии.
Буданова ненавидят в Чечне, и Маркелов утверждал, что его освобождение подрывает претензии российского правительства на равное правосудие для всех жителей региона и может спровоцировать новое насилие. Даже назначенный Кремлем чеченский диктатор Рамзан Кадыров, с которым Маркелов не раз сталкивался по другим делам, выступал против досрочного освобождения бывшего полковника.
Нурдин Нухажиев, правительственный уполномоченный по правам человека в Чечне, заявил, что он не сомневается в том, что убийство адвоката связано с его работой над военными преступлениями в регионе и конкретно над делом Буданова. Однако адвокат Буданова Алексей Думилов заявил в эфире государственного телевидения, что его клиент не имеет отношения к смерти Маркелова.
'Он его не знает и никогда его не видел', - сказал он.
По словам редактора новостного сайта 'Кавказский узел' Григория Шведова, у Маркелова было много врагов. В 2004 году он был избит в московском метро, когда боролся за привлечение к суду лейтенанта милиции, обвиненного в пытках в одном из чеченских репортажей Политковской.
'Довыступался!' - выкрикнул один из нападавших перед тем, как ударить. Однако милиционер все же был приговорен к 11 годам в тюрьме.
На своей последней пресс-конференции Маркелов, призывал прокуратуру выдвинуть против Буданова обвинения, в прошлом оставшиеся не расследованными, и говорил, что в решении об освобождении есть процедурные ошибки.
'Есть такие дела, которые необходимо решать внутри страны, - заявил он. - Но если официальные власти будут и дальше играть в страуса, мне придется выйти на международный уровень'.
_______________________________________________
Станислав Маркелов: "Такие люди никому не нужны, это уже не герои" ("Radio Free Europe / Radio Liberty", США)
"Они плюнули в лицо мне и всему чеченскому народу" ("Los Angeles Times", США)
Чечня станет для Медведева лакмусовой бумажкой ("The Guardian", Великобритания)
Война без прикрас: воспоминания российского призывника о Чечне ("The Washington Post", США)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Сталинские недобитки поднимают головы (Общественная палата читателей ИноСМИ)
В чем виноват русский народ? (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Возвращение "белокурой бестии" (Общественная палата читателей ИноСМИ)
'Газпром', как Ленин всех живей (Общественная палата читателей ИноСМИ)