Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"Горячая" и "холодная" война Кремля

Это два самых влиятельных в России человека. Но пока Путин вел переговоры о газовых поставках, его босс давал в виртуальном пространстве советы о том, как кататься на лыжах

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В России есть человек, который ею управляет, но это не Медведев. Президента можно часто увидеть пожимающим руки, обменивающимся подарками и подписывающим договоры - а сейчас и выступающим в видеоблогах, которые стали его новым увлечением. Свои обращения он адресует тем 23 процентам жителей России, которые имеют доступ к Интернету. Но отвечает на вопросы, произносит речи и выдвигает важные предложения совсем другой человек - Владимир Путин

Comment is free...

Если подписанное сегодня "схематическое" газовое соглашение между Украиной и Россией сохранит свою силу, ни у кого не будет сомнений по поводу того, кто выступил при этом в качестве главного посредника. Это Владимир Путин, вечно занятый экс-президент России. Неделю назад, когда кризис достиг пиковой отметки, выполняющий согласно конституции обязанности главы государства президент Дмитрий Медведев выступал в виртуальном пространстве с обращением с горнолыжного курорта в окрестностях Сочи. Стоя на фоне живописного горного склона, он говорил о том, насколько важно россиянам научиться отдыхать.

Почему в момент кризиса бывший председатель совета директоров российского энергетического гиганта "Газпром", который оказался в самом центре этого отвратительного спора, не сидел на другом конце телефонной линии? Этот очевидный вопрос требует более пристального анализа характера взаимоотношений между двумя самыми влиятельными людьми России.

Когда Медведев в мае 2008 года вступил в должность президента, возникли сомнения в отношении того, насколько он независим от своего предшественника Владимира Путина. Многие критики считали, что бывший руководитель путинской администрации, ставший затем заместителем премьер-министра, будет не более чем номинальной фигурой, а экс-президент сохранит свою власть и влияние. Обещание Медведева назначить Путина на должность руководителя правительства лишь усилило это мнение.

Тем не менее, первые интервью с новым президентом породили надежды на создание более либерального режима. Медведев убежденно говорил о необходимости борьбы с коррупцией, а затем и об обеспечении гражданских и экономических свобод. То, что он стал первым президентом России, не имеющим видимых связей со старой коммунистической партией и советскими спецслужбами, звучало как сладкая музыка для западных ушей.

Но даже самый поверхностный взгляд на российские газеты и сводки теленовостей говорит совсем о другом. В России есть человек, который ею управляет, но это не Медведев. Президента можно часто увидеть пожимающим руки, обменивающимся подарками и подписывающим договоры - а сейчас и выступающим в видеоблогах, которые стали его новым увлечением. Свои обращения он адресует тем 23 процентам жителей России, которые имеют доступ к Интернету. Но отвечает на вопросы, произносит речи и выдвигает важные предложения совсем другой человек - Владимир Путин. Самое странное здесь заключается в том, что никто даже не притворяется, будто государственное управление осуществляется по-иному. Это знает Путин, знают средства массовой информации, знает народ. И конечно, знает Медведев.

Путин, очевидно, не видит необходимости в дымовой завесе и обманных зеркалах политического театра. Он счастлив тем, что производит впечатление стоика, мужественно удерживающего в руках власть, и героического лидера, возродившего мировую репутацию России и превратившего больное государство в крупную и энергично развивающуюся державу. Рейтинги его популярности значительно выше, чем у человека, который, по идее, должен держать в своих руках ключи от Кремля. И это происходит несмотря на то, что в условиях кризиса, когда тысячи россиян оказываются без работы, оба руководителя указывают пальцами на самые разные финансовые причины неурядиц.

Ситуация осложнилась в последние месяцы ушедшего года, когда Медведев предложил пакет конституционных реформ, которые быстро рассмотрели и утвердили в парламенте, а затем 30 декабря запустили в действие. Главный элемент этих реформ - увеличение срока президентских полномочий с четырех до шести лет. Действовать это правило начнет с 2012 года. Некоторые следящие за Кремлем обозреватели считают, что изначально эта схема была подготовлена еще в бытность Путина президентом, и что она имеет целью создать условия для возвращения этого бывшего оперативника КГБ к власти через определенное время. Конечно, Путин старательно и яростно отрицает такие предположения, заявляя об этом во всеуслышание. Но следует отметить, что те антикоррупционные идеи, которые проповедовал Медведев, отступили на второй план. А внесенные в конституцию изменения - это единственное значительное достижение нынешнего президента в области законотворчества за первые восемь месяцев нахождения у власти.

С другой стороны, из президентской резиденции доносится глухой ропот и различные слухи. Financial Times сообщала, что Медведев пытался дистанцироваться от идеи коллективного процесса принятия решений совместно с премьер-министром. Он открыто заявил, что не сможет "делить свои обязанности ни с кем". Это противоречит его предыдущим высказываниям, в которых особое значение придавалось консультациям. А затем он еще более открыто начал опровергать свои более ранние заявления, подвергнув правительство Путина критике за медленное реагирование на наступление экономического кризиса. Окружение Путина промолчало. Но последние события, связанные с газовыми переговорами, когда Медведева понизили в ранге до главного блоггера страны, говорят о том, что за кулисами что-то произошло.

На протяжении следующих нескольких месяцев это незаметное для постороннего глаза перетягивание каната будет составлять интригующий сюжет. Российское правительство попыталось принизить серьезность и опасность финансового кризиса, но поскольку его последствия все больше дают о себе знать в обществе, кому-то все равно придется об этом говорить. Любые заявления Путина в ближайшие дни будут иметь огромное значение, поскольку многое говорит о том, что Медведев уже инициировал маленькую игру в виноватых со своим предполагаемым подчиненным. Это может стать началом новой кампании по укреплению уверенности в себе, так как президент пытается самоутвердиться в качестве главного лица власти. Он даже попытался создать некое подобие веб-консультаций в стиле Обамы, открыв свой блог для умеренных комментариев.

На самом деле, вступление в должность Барака Обамы станет новым и весьма значительным вызовом для Медведева и Путина. Согласно конституции, российский коллега Обамы руководит внешней политикой. Но вполне возможно, что у премьера на сей счет возникнет собственное мнение.

_______________________________________

Доктрина Медведева ("Newsweek", США)

В парном танце Путин-Медведев ведет Путин ("Los Angeles Times", США)

А Путин и не собирался уходить ("The Times", Великобритания)

А мы должны сидеть и смотреть, как Влад и Дима меняются креслами ("The American Spectator", США)

Россия Путина-Медведева: кто в доме хозяин? ("Le Point", Франция)

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

Сталинские недобитки поднимают головы (Общественная палата читателей ИноСМИ)

В чем виноват русский народ? (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Возвращение "белокурой бестии" (Общественная палата читателей ИноСМИ)

'Газпром', как Ленин всех живей (Общественная палата читателей ИноСМИ)