Европейские страны снова получают покупаемый в России газ. Закончилась длившаяся почти три недели российско-украинская газовая война, из-за которой в последние две недели газ не получали многие государства Европы. В понедельник Россия и Украина, наконец, договорились о ценах на газ на этот год и о транзите в Европу. На первый взгляд, может показаться, что перевес одержала Россия: в этом году Украина будет платить за российский газ больше, чем в прошлом, а тарифы на транзит останутся на прежнем уровне. К тому же договор предусматривает, что в случае если Украина задержит платежи, то уже со следующего месяца будет применяться принцип предоплаты. Однако не зря в публичном поле часто встречается обозначение Пиррова победа.
Это вторая за последние годы российско-украинская газовая война. Три года назад тоже имели место разногласия по цене на газ, но тогда был 'блицкриг' - к взаимоприемлемому решению стороны пришли в течение нескольких дней. Тот факт, что в нынешнем году для достижения соглашения понадобилось намного больше времени, и без газа остались потребители в Европе, заставляет сделать вывод, что у экономической стороны конфликта, скорее, была подчиненная роль.
Уже несколько лет руководство России говорит о рыночных принципах поставок газа, одинаковых правилах игры для всех потребителей. До сих пор это были только слова. В прошлом году, к примеру, за 1000 кубометров российского природного газа Украина платила 180 долларов, Белоруссия, - 130, Армения - 110, а Латвия -230.
Россия обвиняла Украину в том, что до перекрытия транзитной трубы (7 января) она элементарно воровала предназначенный для европейских стран газ; Украина утверждала, что Россия этот газ просто не поставляла. В итоге дошло до того, что на газоизмерительные станции прибыли специалисты из Европейского союза, которые констатировали, что Украина не воровала предназначенный для потребителей в Европе газ. Об этом официально уведомил комиссар ЕС по энергетике Андрис Пиебалгс. Выяснилось также, чего стоили 'усилия' России с целью добиться по возможности скорейшего возобновления поставок газа в европейские страны: Россия под бой барабанов пропаганды снова и снова предлагала Украине невыполнимые с технической точки зрения варианты возобновления поставок.
Подсчитано, что Газпром из-за газовой войны потерял около миллиарда долларов, и еще неизвестно, какими будут последствия, если не получавшие газ потребители обратятся в суд. Нанесен существенный удар по России, как стабильно выполняющему свои обязательства государству. Вдобавок к этому, во втором квартале года нужно будет пересмотреть цену на газ в сторону уменьшения, потому что она привязана к цене мазута, который становится дешевле, так как дешевеет нефть. Да, Украине на короткий срок придется платить за газ почти столько же, сколько платят европейские страны (минус деньги за транзит), однако, что касается года в целом (российско-украинский договор о поставках газа заключен на год), выгода российского концерна в денежном выражении вовсе не велика.
Если спросить, за что же заплачена такая тяжелая цена, вполне понятным является только один ответ: за тоску по тому, что исчезла империя, за желание снова быть сверхдержавой мирового масштаба, а не просто региональной сверхдержавой. Кремль болезненно воспринимает сокращение реальной сферы влияния (не ушедшей от восприятия мира в категориях ХХ века России).
Москва спровоцировала военные действия в Грузии, чтобы не допустить ее включения в евроатлантические структуры. Результат: только замедлила его, потому что в Тбилиси и после проигранной войны не появилось другое, промосковское правительство. Зато Россия взяла себе на шею Абхазию и Южную Осетию, признание 'государственной независимости' которых она не смогла навязать (или купить) даже своему до сих пор самому надежному союзнику - Белоруссии.
Так же обстоит и с Украиной, которая после победы 'оранжевой революции' идет своим путем, и этот путь тоже ведет к западному миру, прочь от живущего в иллюзорном мире Кремля. Москва хотела взять под свой контроль принадлежащую Украине сеть транзитных трубопроводов, потому что это позволило бы держать Украину в клетке. Не получилось. Поэтому последовала попытка продемонстрировать, что Украина ненадежная транзитная страна, что надо искать другие маршруты транзита газа, такие, которые не будут проходить через Украину.
Москва, возможно, играла также на коррекцию внешнеполитического курса Украины. Через год там запланированы президентские выборы. Известно, что на них собираются баллотироваться оба лидера 'оранжевой революции' - президент Виктор Ющенко и премьер-министр Юлия Тимошенко, взаимоотношения которых в последние несколько лет можно охарактеризовать как вовсе не мирное сосуществование. Однако нет никаких признаков, указывающих, что газовая война обострила отношения между двумя украинскими лидерами, на что, вероятно, надеялась Москва. Наоборот - в публичных текстах обоих должностных лиц исчезла острота критики в адрес друг друга. Внешняя угроза может и сплотить, и еще больше расколоть. На Украине, скорее, наблюдается консолидация 'оранжевых' лидеров.
И в ЕС, и в Москве много говорится о необходимости диверсификации поставок газа. Но в один и тот же термин явно заложено разное содержание. Россия хочет диверсифицировать маршруты поставок своего газа, ЕС - поставщиков газа. Из январской газовой войны каждый извлек свои уроки, и России пора начинать понимать, что газ можно продавать и получать за это деньги, только тогда, когда есть покупатель.
*******************
Люмпены и интеллигентные пропойцы (Общественная палата читателей ИноСМИ)
У "красной черты" (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Михаил Касьянов: "Россия вошла в системный кризис" (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Судебный балаган или Эксперимент над действенностью российского права (Общественная палата читателей ИноСМИ)
________________________
Нет сомнений: Россия проиграла газовый спор ("The Wall Street Journal", США)
На поле боя за европейский газ - сплошь тела проигравших ("The Financial Times", Великобритания)