После трагических событий этой недели Александр Лебедев вчера без особой охоты комментировал покупку 75 процентов акций британской газеты Evening Standard. "Сейчас я мыслями совсем в другом месте", - сказал он по телефону.
В понедельник посреди бела дня в российской столице был убит юрист московской "Новой газеты", которая принадлежит Лебедеву. Погибла также журналистка-стажер из этой газеты.
По словам Лебедева, с убыточной лондонской газетой у него будут совершенно иные проблемы. "Я вижу свой долг в том, чтобы на протяжении длительного времени делать все возможное, дабы убытки не наносили газете вреда".
Лебедев приобрел контрольный пакет акций Evening Standard буквально спустя несколько дней после того, как Карлос Слим (Carlos Slim) на этой неделе спас New York Times, выдав ей кредит на 250 миллионов долларов. Инвестиции Лебедева и самого богатого человека Мексики Слима наталкивают на вопрос является ли частное владение газетами единственным способом для обеспечения их выживания в нынешнем климате.
Холдинг Daily Mail & General Trust, продавший Evening Standard за один фунт стерлингов, сохранил за собой ответственность по долговым обязательствам пенсионного фонда газеты. Лебедев же оплатит текущие долги Evening Standard, накопившиеся за год с лишним.
Условиями сделки предусмотрено, что российский олигарх не будет использовать эту газету в интересах конкурентов, таких как News International.
По словам генерального директора DMGT Мартина Моргана (Martin Morgan), доходы Evening Standard в последние годы постоянно сокращались, и она несла значительные убытки. Сделка по продаже газеты "будет наилучшим образом отвечать интересам акционеров и сотрудников компании", сказал он.
По заявлению DMGT, компания не консультировалась с правительством Великобритании, несмотря на то, что Лебедев в прошлом был сотрудником КГБ. "Мы посчитали это неуместным, - заявил Морган, - Лебедев очень хорошо зарекомендовал себя в качестве владельца газеты".
Олигарха с толстым кошельком, состояние которого журнал Forbes в 2008 году оценил в 3,1 миллиарда долларов, высоко ценят сотрудники "Новой газеты". Они говорят, что Лебедев защищает их издание, которое часто вызывает раздражение властей из-за острых журналистских расследований фактов коррупции. "Он не только наш главный акционер, он к тому же прекрасный человек", - говорит редактор и пресс-секретарь газеты Надежда Прусенкова.
Лебедев купил пакет акций "Новой газеты" в 2006 году, и по его собственным оценкам, он оплачивает около 80 процентов расходов издания. Он говорит, что это его вклад в продвижение демократических ценностей в России. "Здесь это единственная независимая газета, я думаю, это совершенно очевидно. Если она прекратит свое существование, боюсь, мы утратим шанс на свободу нашей страны. А меня это очень волнует", - заявляет Лебедев.
Он отказался говорить что-либо конкретное о своих планах в отношении Evening Standard. "Как сделать ее более привлекательной? Это очень сложная задача на рынке свободной конкуренции, который сегодня неблагоприятен для газет, причем для всех. Я наблюдаю это уже довольно давно".
"Думаю, это очень хорошая газета. Я считаю, здесь очень многое можно сделать, если полагаться на хорошую журналистику".
То, что Лебедев бывший подполковник КГБ (он четыре года работал в Лондоне под дипломатическим прикрытием и ушел из этого ведомства в 1992 году), вызвало серьезную полемику в Британии, где кое-кто призывает проанализировать последствия покупки им крупной британской газеты для национальной безопасности. О своей первой карьере он говорит так: "Я предпочитаю называть это внешней разведкой - о КГБ обычно думают, что он в тридцатые годы убивал людей, подавлял диссидентов и все такое. Думаю, моя работа не имела к этому никакого отношения... Моя работа состояла в основном в том, чтобы читать и писать".
Однако Лебедев понимает, что станет объектом пристального внимания. "Я очень далек от того, чтобы оказывать какое-либо влияние на политические тенденции внутри Великобритании. Это было бы очень неучтиво ... особенно с моей биографией", - смеется он.
Однако его бывшие коллеги вспоминают, что когда Лебедев был еще простым атташе советского посольства в Лондоне, он уже говорил о своем желании со временем стать банкиром. Уйдя из КГБ, он занялся финансами, скупая внешние долги. А в 1995 году он купил Национальный резервный банк. "Я делал большие деньги в 1996-м, 1997-м и в первой половине 1998 года, а потом все потерял", - заявил он во время финансового краха того года.
Однако Национальный резервный банк выжил, и Лебедев возродил свое состояние. В 2002 году он приобрел долю в "Аэрофлоте", купив 30 процентов акций этих авиалиний, контрольный пакет которых находится в руках у государства. Цена акций в результате финансового кризиса резко упала, и сейчас стоимость его пакета, которая в пиковый момент составляла почти 1 миллиард долларов, сократилась на 75 процентов. Но Лебедев уверенно говорит о том, что "все вернется, это все бумажные потери".
__________________________________
Я из КГБ. Газетки почитываем? ("The Times", Великобритания)
Лебедев и The Evening Standard ("The Financial Times", Великобритания)
Олигарх 'ущипнул' Путина - и остался безнаказанным ("The New York Times", США)
Из России с миллиардами ("The Times", Великобритания)
Шпион, который впитывал лондонскую жизнь вместе со своими товарищами по КГБ ("The Times", Великобритания)
Шпион, который стоит миллиард долларов ("The Times", Великобритания)
* * * * * * * * * * * * * * *
Короткое замыкание рваного сознания (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Ленинские дни (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Валерия Новодворская: Не служат ли рабские спины фундаментом Кремлю? (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Вахтанг Кикабидзе: Я обожаю русского слушателя (Общественная палата читателей ИноСМИ)