Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"Всем нам нужна терапия"

Качиньские - это голая израненная польская душа, говорящая: мы не доверяем немцам, мы их боимся, они уже хотели подчинить нас, потому что они нас презирают, хотя и утверждают обратное

"Всем нам нужна терапия" picture
Всем нам нужна терапия picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Я боюсь и немцев, и русских, я презираю как одних, так и других, я восхищаюсь и теми, и другими. Может, польская участь и заключается в постоянной медитации на предмет своего места в Европе и мире. Быть поляком означает жить в полном одиночестве. Быть поляком означает быть последним человеком на землях за Рейном. Причем для поляка немцы - это словно хорошо сконструированные машины, роботы, зато русские в чем-то подобны животным.

Статья опубликована 14 марта 2007 года

Братья Качиньские, стоящие ныне во главе Польши, страдают от типичного польского комплекса в отношении Германии, - так, во всяком случае, считает Анджей Стасюк (Andrzej Stasiuk). В интервью WELT ONLINE он разъясняет, почему поляки в ряде случаев считают своего западного соседа отвратительным.

WELT ONLINE: Господин Стасюк, на этой неделе президент Польши принимает канцлера Германии в своей резиденции на балтийском побережье. Ангела Меркель хочет найти поддержку своей европейской политике. Однако до сих пор атмосферу польско-немецких неформальных встреч нельзя было назвать дружеской. В чем же причина?

Анджей Стасюк: Братья Качиньские олицетворяют глубоко засевшие польские страхи и комплексы в отношении немцев. Может, и к лучшему, что подобное отношение доминирует, так как и проблема выявилась особенно четко. Уже не звучат пылкие речи, нет той корректности и прекраснословия. Качиньские - это голая израненная польская душа, говорящая: мы не доверяем немцам, мы их боимся, они уже хотели подчинить нас, потому что они нас презирают, хотя и утверждают обратное. Не стоит обижаться на Качиньских. Серьезная терапия, анализ нужны нам всем - немцам, полякам, русским. Мы не в состоянии нормально общаться друг с другом.

WELT ONLINE: Президент Польши Лех Качиньский убежден, что немцы собираются по-новому сформулировать свою роль в истории - уже в качестве жертвы.

Анджей Стасюк: Подобное мнение я вообще не разделяю. Лех Качиньский страдает от типичного польского комплекса в отношении Германии. Он знает, что у поляков есть этот комплекс, и использует это в своих целях. Он проводит политику страха и недоверия. К тому же, а все указывает на это, ему самому не чужды эти страх и недоверие. Качиньский - идеальное воплощение польской идиосинкразии в отношении Германии.

WELT ONLINE: За время своих поездок по Германии Вы познакомились с шестьюдесятью немецкими городами. Что такое Германия для Вас?

Анджей Стасюк: Прежде всего, Германия - страна, которую я действительно хорошо знаю. Так же хорошо я знаю только Словакию, хотя там проблема 'чуждости' не столь актуальна. Кроме того, сложно серьезно говорить о народе, который никогда самостоятельно не вел, не выигрывал или проигрывал войны. Германия в сознании поляков - это бездна ассоциаций. Германия прекрасна и отвратительна, тошнотворно скучна и восхитительна одновременно. Тоже самое я могу сказать только о собственной стране.

WELT ONLINE: А что Вы думаете о России?

Анджей Стасюк: Я боюсь и немцев, и русских, я презираю как одних, так и других, я восхищаюсь и теми, и другими. Может, польская участь и заключается в постоянной медитации на предмет своего места в Европе и мире. Быть поляком означает жить в полном одиночестве. Быть поляком означает быть последним человеком на землях за Рейном. Причем для поляка немцы - это словно хорошо сконструированные машины, роботы, зато русские в чем-то подобны животным. Соседство со словаками на юге - весьма скромное утешение.

WELT ONLINE: Почему именно сейчас Вы пишете книгу о Германии?

Анджей Стасюк: А почему бы и нет? Я и об Албании пишу. Толпы поляков едут в Германию работать, поднимать немецкое сельское хозяйство, развивать немецкую культуру, красть машины, заниматься проституцией, покупать товары. В последнее время написаны единицы хороших книг о Германии. Кроме того, мое повествование посвящено литературной 'карьере'. У поляков просто идея фикс на пункте 'карьера за рубежом'. Я хочу поиронизировать - представить эту карьеру комедией ошибок.

WELT ONLINE: Судя по наброскам Вашей книги, с насмешкой и иронией соседствует недоверие.

Анджей Стасюк: К немцам я отношусь очень серьезно и считаю их обычными людьми. Почему они не должны стать объектом иронии и насмешки? Они под защитой? У них было тяжелое детство? Они никак не оправятся от Холокоста? Так же и с недоверием. Почему мы должны доверять им во всем? Не надо наивности: доверять можно людям, но не народам или государствам. В своей книге больше всего я смеюсь над собой.

WELT ONLINE: Немецкое государство считает, что сможет воспитать своих исповедующих ислам жителей 'примерными мусульманами', и одновременно закрывает рынок труда для Польши и Венгрии? Разве это не странно?

Анджей Стасюк: Немцы никогда не завоевывали Турцию, в этом отношении у них совесть чиста. Войска Вермахта никогда не были в Анатолии. Наоборот, к славянам немцы явно испытывают смешанное чувство превосходства, вины и иррационального страха перед диким и непознанным. Показательным здесь будет случай, когда я помог одной пожилой немке донести ее чемодан к месту сдачи багажа. Дама поинтересовалась моим происхождением. Когда же она узнала, что я поляк, она посмотрела на меня так, будто встретила снежного человека. Словом, что касается отторжения и нечистой совести, здесь есть над чем работать. Чувства немцев и поляков по отношению к соседям очень схожи. Страх, ненависть, восхищение, презрение, пренебрежение. Терапевты могут над этим работать десятилетиями.

WELT ONLINE: Правы ли немцы, когда говорят, что сполна заплатили за свою вину?

Анджей Стасюк: Немцы никогда не расплатятся сполна. Не в историческом плане. В действительности немцы проделали огромную работу, чтобы рассчитаться со своим прошлым. Этим Германия продемонстрировала свое величие, в отличие, к примеру, от России. Однако вина Германии - вещь метафизическая. Германия и остальной мир ничего не могут с этим поделать. Никто не может отпустить эту вину. Это ни в коем случае не упрек, я далек от этого. Возможно, немцы в некотором смысле 'избраны' расширить рамки человечности. Чтобы остальным не довелось пережить подобное. Возможно, немцы в определенном, жестоком и абсурдном смысле - это еще 'избранный народ'. Дебаты о переоценке немцами истории или об Эрике Штайнбах (Erika Steinbach), главе Союза изгнанных, с этой точки зрения, - единственная ошибка, подмена категорий. Кто пытался разжечь мировой пожар, не может требовать вернуть ему три гектара земли или родовой дом.

WELT ONLINE: Первостепенная задача Качиньских - это вскрытие посткоммунистического уклада. Что это - преодоление прошлого или охота на ведьм?

Анджей Стасюк: Это сложный вопрос. Это вскрытие должно было состояться уже десять лет назад, и коммунисты не остались бы в политике. Тем не менее, народ проголосовал за посткоммунистов, в том числе и за президента Квасьневского. Несколько лет спустя этот же народ выбрал Качиньских (правда, перевес голосов был небольшим). Теперь Качиньские действуют так, как будто их избрал вовсе не тот же народ, что выбрал Квасьневского. Может, существуют два польских народа? Мне кажется, что сегодняшние исследования прошлого польских спецслужб - это скорее средство завоевания и удержания власти. Великих талантов, профильных личностей в правящих кругах нет. Поэтому последние предпочитают клеймить позором чужие промахи, вместо того чтобы выставлять собственные заслуги. Но и эта команда будет когда-то переизбираться, баста. Нельзя бесконечно держаться за счет негативных эмоций. А пробудить положительные эмоции Качиньские не в силе.

WELT ONLINE: Теперь и Католическая Церковь, единственный оплот свободы, боится обнародования архивов спецслужб. Вас нельзя назвать примерным католиком. Как Вам видится положение?

Анджей Стасюк: Церкви это пойдет на пользу. Церкви время от времени нужны гонения и нападки. Иногда она забывает, что она организация грешников, забывает о смирении. С другой стороны, я бы хотел видеть нынешних критиков Церкви в 1989 году в свете тяжелых решений и травли. Подозреваю, что половина из них от страха наложила бы в штаны. Моя любимая газета - католический Tygodnik Powszechny, краковский еженедельник. Это не мейнстрим, скорее диссиденты, даже раскольники, но они связаны с Церковью. Я не хочу обелять Церковь. Она должна нести грехи своего народа. Тогда она действительно Церковь, и в этой виновности ее величие. Хорошее положение для Церкви, которой в последнее время было присуще византийское высокомерие. Но я охотнее признаю свою католическую принадлежность в протестантских районах Германии.

Анджей Стасюк, род. в Варшаве в 1960 году, один из видных польских современных авторов. В 1986 году переехал в Чарне, горную деревушку в Бескидах. В продаже его книга 'Unterwegs nach Babadag' (Suhrkamp, Frankfurt/M. 299 S., 22,80 ?).

Перевод: Анастасия Вербицкая

* * * * * * * * * * * * * * * * * *

Короткое замыкание рваного сознания (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Ленинские дни (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Валерия Новодворская: Не служат ли рабские спины фундаментом Кремлю? (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Вахтанг Кикабидзе: Я обожаю русского слушателя (Общественная палата читателей ИноСМИ)

________________________________

Анджей Стасюк: Зеленая кожа ("Tygodnik Powszechny", Польша)

Анджей Стасюк: Украинскость - это подсознание польскости ("Zaxid.net", Украина)

Анджей Стасюк: Марионетки в Москве ("L'Espresso", Италия)

Анджей Стасюк: Новая Ялта ("Tygodnik Powszechny", Польша)

Анджей Стасюк: Российская империя опять наносит удар ("L'Espresso", Италия)