Анализ свидетельствует: несмотря на постоянные 'газовые' войны, Россия так же зависит от украинской ГТС, как и Украина от поставок российского газа.
Во время очередной российско-украинской 'газовой' войны все чаще стали звучать слова о необходимости ускорить строительство трубопроводов, следующих в обход территории Украины для поставок российского газа в европейские страны.
Президент РФ Дмитрий Медведев, в частности, заявил о необходимости оптимизировать и диверсифицировать маршруты поставок российского газа за рубеж вне зависимости от нынешнего кризиса.
'Мы действительно должны думать над оптимизацией маршрутов поставки газа, и безотносительно к тому, что сегодня произошло', - заявил Д.Медведев на пресс-конференции в Кремле.
С этим, по его словам, 'связаны обе идеи - и 'Северного потока', и 'Южного потока' - они позволят обеспечить гораздо лучшую энергобезопасность для европейских потребителей'.
'Одна труба - хорошо, но несколько труб - все-таки лучше, - отметил Д.Медведев. - И речь идет не только о конфликтах, типа того, что сейчас происходит, или просто о технологических причинах', - подчеркнул президент РФ.
Кроме того, Дмитрий Медведев потребовал от правительства подумать над проблемой увеличения мощностей уже строящихся трубопроводов 'Южный поток' и 'Северный поток': 'потому что мы не можем до такой степени зависеть от одного транзитного государства'.
Действительно, по предварительным расчетам, к середине следующего десятилетия ОАО 'Газпром' планирует экспортировать в европейские страны 55 млрд. куб. м газа в год по газопроводу Nord Stream ('Северный поток'), 30 млрд. куб. м - по South Stream ('Южный поток'), 16 млрд. куб. м - по Blue Stream ('Голубой поток'), 50 млрд. куб. м - по территории Беларуси, в т.ч. 35 млрд. куб. м - по газопроводу 'Ямал-Западная Европа'.
Кроме того, ряд европейских стран намерены реализовать проект строительства газопровода Nabucco пропускной способностью 30 млрд. куб. м в год.
Что это за газопроводы и как их предполагаемый ввод в эксплуатацию отразится на загрузке отечественной ГТС?
Nord Stream
Проект Североевропейского газопровода (СЕГ) разрабатывался несколько лет.
В декабре 2000 года Европейская комиссия (ЕК) присвоила ему статус трансъевропейского, а в ноябре 2002 года между ЕК и ОАО 'Газпром' была достигнута договоренность о начале его реализации.
30 июня 2003 года в Лондоне президент России Владимир Путин и премьер-министр Великобритании Тони Блэр подписали двусторонний российско-британский Меморандум о сотрудничестве в области реализации проекта Северо-Европейского газопровода.
8 сентября 2005 года в Берлине 'Газпром' и немецкие BASF и E.ON Ruhrgas (химический и энергетический концерны) подписали принципиальное соглашение о строительстве СЕГ. В соответствии с соглашением, партнеры создали совместную немецко-российскую компанию по строительству газопровода North European Gas Pipeline Company, в капитале которой 'Газпрому' принадлежит 51%, а партнерам - по 24,5% соответственно. Принято решение, что компания будет заниматься строительством морского участка СЕГ.
Планируемая общая протяженность газопровода - около 3 тыс. км. Сухопутная часть по российской территории и берегу Финского залива составит 897 км.
Начальная точка морского маршрута - береговая компрессорная станция в бухте Портовая (близ Выборга Ленинградской области). Дальше труба уходит в Финский залив и пересекает по дну акваторию Балтийского моря до немецкого городка Грайфсвальд. Протяженность по дну Балтики - 1189 км, по территории Германии и Нидерландов - 651 км, Великобритании - 263 км. Конечная точка маршрута - Бэктон (Великобритания).
9 декабря 2005 года состоялась сварка первого стыка российского сухопутного участка Северо-Европейского газопровода.
Заказчиком строительства наземной части СЕГ является дочерняя компания 'Газпрома' ЗАО 'Ямалгазинвест'. Наземная часть СЕГ представляет собой дополнительные нитки (лупинги) к существующему газопроводу Грязовец-Выборг.
В 2005 году 'Газпром' направил на строительство газопровода 2 млрд. рублей, в 2006 г. - 24 млрд. рублей, а в 2007 и 2008 годах - по 30 млрд. рублей. Строительство наземной части СЕГа 'Газпром' ведет за счет собственных средств.
4 октября 2006 года North European Gas Pipeline (NEGP) Company была переименована в Nord Stream AG, а Северо-Европейский газопровод официально был переименован в газопровод Nord Stream ('Северный поток').
6 ноября 2007 года 'Газпром' и голландская компания Gasunie подписали соглашение по взаимному участию в проекте 'Северный поток'. Gasunie стала четвертым участником, получив на условиях обмена акциями 9% в проекте - по 4,5% из долей немецких партнеров BASF и E.ON Ruhrgas. В июне 2008 года итальянская компания Saipem получила контракт на прокладку морской части газопровода Nord Stream. Сумма контракта EUR 1 млрд. Планируется, что Saipem начнет выполнять работы в начале 2010 года. Первую линию планируется закончить через год - к началу 2011 года. Примечательно, что ранее начало строительство планировалось на лето 2009 года, до этого - конец 2008 года.
Все трубоукладочные работы на первой линии должны завершиться в 2011 году, тогда же планируются первые поставки газа по новому трубопроводу. На начальном этапе намечено строительство первой линии с пропускной способностью 27,5 млрд. куб. м природного газа в год. На следующем этапе планируется удвоение пропускной способности до 55 млрд. куб. м в год за счет сооружения второй, параллельной линии газопровода. Вторая линия должна быть введена в эксплуатацию в 2013 году. При этом планируемые суммарные инвестиции в проект только морской части газопровода оцениваются в огромную сумму - EUR 7,4 млрд.
Кроме экспорта природного газа в Германию, Нидерланды и Великобританию, проект должен решить вопросы, связанные с поставками газа потребителям Северо-Западного региона России и Калининградской области.
Первоначальной ресурсной базой для Nord Stream определено Южно-Русское месторождение в Ямало-Ненецком автономном округе с потенциальными запасами в объеме 700 млрд. куб. м. Предполагается, что к моменту завершения строительства первой нитки газопровода оно будет выведено на проектную мощность - около 25 млрд. куб. м газа в год.
В дальнейшем основной ресурсной базой для газопровода станет Штокмановское газоконденсатное месторождение, расположенное на шельфе Баренцева моря.
Отметим, что уже в день торжественной церемонии начала строительства Nord Stream вечерние новости практически всех ведущих российских и украинских телеканалов начинались с освещения этого события. Пестрели данной новостью и выпуски большинства СМИ. При этом упор делался на то, что Россия начинает строительство 'очередного газопровода в обход территории Украины' и что Украина в ближайшие годы потеряет половину объемов экспорта российского газа в европейские страны.
Мы уже тогда констатировали, что поднятая телеканалами и рядом СМИ истерия по поводу строительства Nord Stream не соответствует реалиям. Простая арифметика (112 млрд. куб. м российского газа, транспортируемого в то время по украинским магистральным трубопроводам, минус 55 млрд. куб м проектной мощности Nord Stream), к которой прибегли составители вышеуказанных новостей, свидетельствовали, что они, мягко говоря, 'не владеют вопросом'.
В проекте Nord Stream есть ряд сложностей и нюансов.
Во-первых, страны Балтии высказываются против строительства газопровода по экологическим соображениям.
Так, на прошлой неделе дипломаты Эстонии, Литвы и Латвии высказали резкую критику проекта Nord Stream, предусматривающего строительство газопровода из России в Германию по дну Балтийского моря.
'Заявления компании Nord Stream AG о том, что у них нет намерений исследовать возможности сооружения газовой трассы на суше указывают на незаинтересованность предприятия в реальном сотрудничестве', - заявил посол Эстонии в Украине Яан Хейн.
'Экономические интересы предпринимателей нельзя ставить выше экологической безопасности Балтийского моря', - отметил он.
По мнению Яана Хейна, Nord Stream не будет реально способствовать диверсификации поставщиков энергоносителей, что является стратегической целью Европейского союза.
'Украино-российский газовый кризис показывает, что энергопоставки и транзит должны быть открытыми и понятными, основываться на Энергетической хартии и принципах ВТО', - считает дипломат.
По мнению министра иностранных дел Литвы Вигаудаса Ушацкаса, для диверсификации энергопоставок в ЕС значительно более предпочтительным является проект Nabucco, предусматривающий строительство газопровода из Турции в Австрию по территории Болгарии, Румынии и Венгрии.
'Из-за систематических перебоев с поставками газа Европа должна была убедиться, как важно диверсифицировать поставщиков энергоресурсов. Поэтому в первую очередь приоритет должен быть дан таким проектам, как Nabucco. Он дал бы гораздо больше пользы для энергетической безопасности Европы', - заявил глава внешнеполитического ведомства.
Министр также раскритиковал отсутствие альтернативных сухопутных вариантов проекта Nord Stream. 'Нас не устраивает анализ альтернативных маршрутов газопровода, вернее, его отсутствие. По нашему мнению, альтернативный сухопутный маршрут позволил бы избежать экологических угроз, и был бы гораздо дешевле подводного', - констатировал Вигаудас Ушацкас.
Схожую позицию высказала и руководитель пресс-центра МИД Латвии Диана Эглите.
'Латвия очень серьезно относится к проблеме экологической безопасности и стабильности Балтийского моря. Поэтому наша страна придерживается той точки зрения, что экологическая оценка проекта Nord Stream должна полностью соответствовать международному законодательству', - заявила она.
Во-вторых, ОАО 'Газпром' ожидают те же проблемы, что и при реализации проектов 'Голубой поток' и Ямал-Западная Европа. Тогда, начав строительство многомиллиардных трубопроводов, 'Газпром' обнаружил, что по их маршруту нет крупных естественных подземных хранилищ газа, которые необходимы для коммерчески эффективного обеспечения поддержки высокого давления в трубах (по маршруту следования российского газа в Европу такие хранилища существуют только в Украине).
В случае с проектом Ямал-Западная Европа в Польше было решено строить непомерно дорогое искусственное хранилище. Его возводила Gas de France, с которой 'Газпром' был вынужден делиться прибылью от эксплуатации маршрута.
С 'Голубым потоком' возникли подобные технологические сложности, которые привели к удорожанию поставок газа по дну Черного моря. 'Газпром' предложил Турции новые цены, та, естественно, отказалась, в результате чего 'мегапроект' сейчас используется на 15-20% установленной мощности.
Реализуя проект Nord Stream, 'Газпром' вполне может наступить на старые грабли. Ведь ни в Швеции, ни в странах Балтии, ни в Дании крупных хранилищ газа тоже не существует.
И, наконец, экономика проекта Nord Stream, заключается, прежде всего, не в обходе территории Украины, а в желании ОАО 'Газпром' проникнуть на постепенно освобождающиеся из-за истощения месторождений Северного моря весьма перспективные газовые рынки Нидерландов и Великобритании.
Более того, логистика проекта свидетельствует, что газ, предназначенный для газопровода Nord Stream, никоим образом не может поставляться в европейские страны через территорию Украины. Рассуждая подобным образом, можно и поставки сахалинского газа в Японию назвать 'обходными' нашей территории.
Как отмечалось выше, только на начальном этапе ресурсной базой для Nord Stream будет Южно-Русское месторождение в Ямало-Ненецком автономном округе. Однако его максимальная проектная мощность - около 25 млрд. куб. м газа в год, что не позволит загрузить даже первую нитку трубопровода.
В дальнейшем же основным источником для Nord Stream будет одно из крупнейших в мире Штокмановское газоконденсатное месторождение, расположенное на шельфе Баренцева моря.
Штокмановское газоконденсатное месторождение открыто в 1988 г. на шельфе Баренцева моря. Всего пробурено 6 разведочных скважин, выявлено 4 геологические структуры. В 1993 г. было подготовлено ТЭО разработки месторождения. Геологические запасы газа - 3.205 трлн. куб м, запасы газового конденсата С1+С2 - 30.98 млн. т. Годовой уровень добычи газа согласно ТЭО определен в объеме 60 млрд. куб. м, полный срок разработки - 50 лет. Общий объем инвестиций в освоение месторождения оценивается в более $18 млрд., окупаемость капитальных вложений - 13 лет.
Лицензия на право пользования недрами была выдана в 1993 г. и принадлежит ЗАО 'Севморнефтегаз', созданному на паритетных началах дочерними предприятиями НК 'Роснефть' - ОАО 'Роснефть-Пурнефтегаз' и ОАО 'Газпром' - ЗАО 'Росшельф'. В январе 2005 г. ОАО 'Газпром' приобрело у ОАО 'Роснефть-Пурнефтегаз' 50% акций ЗАО 'Севморнефтегаз'.
В декабре 2004 г. ОАО 'Газпром' и норвежская компания Norsk Hydro подписали меморандум о взаимопонимании, предусматривающий проведение исследований возможного участия в совместных нефтегазовых проектах, в частности, по освоению Штокмановского месторождения и производству на его базе сжиженного природного газа.
Norsk Hydro рассчитывает получить 15% доли участия в проекте разработки Штокмановского месторождения в обмен на использование технологий подводной разработки, которые компания применяет в работе на норвежском континентальном шельфе. По предварительным оценкам, технологии Norsk Hydro позволят уменьшить расходы по добыче газа на месторождении на 30%. В апреле 2005 г. Norsk Hydro получила статус технического советника буровых работ на Штокмановском месторождении.
Интерес к проекту освоения Штокмановского месторождения проявляют также Shell, ConocoPhillips, E.ON, Ruhrgas, Statoil, Total и другие компании. Из-за значительного объема необходимых инвестиций разработку первой очереди Штокмановского месторождения с объемом добычи до 30 млрд. куб. м газа в год предполагается завершить к 2013 г. Разработка же второй очереди Штокмановского месторождения (2015 г.) предполагает строительство соединительного трубопровода к Nord Stream.
'Южный поток'
В середине 2006 года Россия и Италия объявили о планах создания принципиально нового маршрута доставки российского природного газа в Европу с названием 'Южный поток' (South Stream).
Первоначально предполагалось, что проект по доставке российского газа на юг Европы будет реализовываться через расширение существующего российско-турецкого черноморского газопровода 'Голубой поток' путем его продления по суше до Стамбула, а затем - через Грецию в страны южной Европы.
Затем был разработан новый план, который предусматривает строительство газопровода через Черное море от компрессорной станции 'Береговая' (район Джубги в Краснодарском крае) до Болгарии в районе Варны. Протяженность морского газопровода составит около 900 км на глубинах до 2 км.
Далее рассматриваются два варианта продления трубопроводной трассы по суше: через Грецию, Албанию и еще один морской переход на юг Италии, второй - в Центральную Европу через Румынию и Венгрию через Баумгартен (крупный газовый хаб в Австрии). При этом северный и южный маршруты не являются альтернативными - они могут оказаться взаимодополняющими.
Президент Греции Каролос Папульяс, в частности, считает, что маршрут южного продолжения 'Южного потока' по территории его страны должен проходить параллельно линии Бургас-Александруполис (нефтепровод для транспортировки российской нефти через Болгарию и Грецию в обход черноморских проливов).
В июне 2007 года 'Газпром' и ENI подписали меморандум о взаимопонимании по реализации проекта 'Южный поток'. Меморандум определяет направления сотрудничества двух компаний в области проектирования, финансирования, строительства и управления 'Южным потоком'.
18 января 2008 года в Швейцарии была зарегистрирована компания South Stream AG. Учредителями компании на паритетной основе выступили 'Газпром' и ENI.
По словам главы ENI Паоло Скарони, строительство газопровода может начаться в конце 2009 года, после того, как будет подготовлено ТЭО. Затраты и доли участия в проекте партнеры поделят поровну.
Для реализации сухопутной части проекта за рубежом с Болгарией, Сербией, Венгрией и Грецией подписаны межправительственные соглашения. На стадии согласования находится проект соответствующего соглашения со Словенией, планируется подписание межправительственного соглашения с Австрией.
ТЭО строительства северной ветки 'Газпром' разрабатывает вместе с венгерской MOL. Предполагается, что результаты расчетов будут готовы к концу т.г. Отметим, что первоначально разработку ТЭО планировали завершить в середине 2008 г.
Ориентировочная мощность газопровода составит 30 млрд. куб м. По газопроводу планируется поставлять газ как российского, так и среднеазиатского происхождения.
Отметим, что несмотря на то, что лидеры стран региона высказали поддержку проекту, его реализация выглядит очень отдаленной перспективой. В соответствии с соглашением, после создания компании (South Stream AG) на разработку технико-экономического обоснования отводится 18 месяцев, а само строительство должно начаться не позднее, чем через 24 месяца с момента подготовки ТЭО.
Таким образом, строительство начнется не ранее 2012 года, а об его окончании с предполагаемыми инвестициями в объеме около EUR 8 млрд. можно только догадываться.
Nabucco
Факты свидетельствуют, что у данного проекта еще более туманная перспектива, чем у South Stream.
Договор о формировании маршрута, названного Nabucco, Австрии, Венгрии, Румынии, Болгарии и Турции подписали еще 11 октября 2002 года. В соответствии с договором, в начале 2005 года должно было быть завершено технико-экономическое обоснование для соединения газовых сетей Австрии, Венгрии, Румынии, Болгарии и Турции. Завершить соединение магистральных трубопроводов вышеуказанных стран предполагалось к 2009 году.
Планируемая пропускная способность Nabucco составит 30 млрд. куб м. в год, из которых 20 млрд. куб м. предназначаются для Австрии, а остальной объем будет распределяться между остальными тремя транзитными странами.
И хотя в ЕС после газового конфликта между Россией и Украиной стали чаще высказываться в пользу реализации проекта Nabucco, предусматривающего строительство газопровода для поставок голубого топлива из региона Каспийского бассейна в обход России через Азербайджан и Турцию, фактическое бездействие стран-участниц проекта на протяжении шести лет после подписания договора свидетельствует, что он, если и будет реализован, то не ранее 2015 года.
При этом несколько пугающей является его предполагаемая стоимость для не таких уж богатых участников - около EUR 2 млрд.
'Голубой поток'
Blue Stream - яркое свидетельство того, как амбициозные стремления построить 'обходной' газопровод преобладали над экономической целесообразностью.
15 декабря 1997 г. было подписано межправительственное соглашение о поставках российского природного газа в Турцию через акваторию Черного моря. Срок действия поставок по соглашению - 25 лет. За это время ОАО 'Газпром' должно поставить в Турцию около 365 млрд. куб. м газа (на сумму около $25 млрд.), в т.ч. по газопроводу 'Голубой поток': 2002 г. - 4 млрд. куб. м, 2003 г. - 8 млрд. куб м, 2004 г. - 10 млрд. куб. м, 2005 и 2006 гг. - по 12 млрд. куб. м, 2007 г. - 14 млрд. куб. м. В период с 2008 г. по 2025 г., когда газопровод будет работать на полную мощность, объемы поставок достигнут 16 млрд. куб. м.
Отметим, что на момент подписания соглашения потребности Турции в голубом топливе полностью удовлетворялись путем поставок российского газа транзитом по территории Украины, Румынии и Болгарии в объеме до 14 млрд. куб. м в год.
Газопровод был сдан в эксплуатацию в конце 2002 года, однако официально его открыли лишь три года спустя.
Проект 'Голубой поток' уникален. Это крупнейший за все постсоветское время инвестиционный проект в России. Его общая стоимость - $3,3 млрд. Кроме того, газопроводы еще не прокладывались и не эксплуатировались на глубинах до 2 150 м. Впрочем, в проекте многое спорно, в частности, технические реалии: перепад высот между верхней и нижней точками газопровода - почти 4 км.
'Голубой поток' делится на три участка: - на территории России - Изобильное - Джубга (протяженность - 373 км); - по дну Черного моря - Джубга - Самсун (396 км); - по территории Турции - Самсун - Анкара (444 км).
Особо отметим, что газопровод построен за кредитные средства и практически все кредиты обеспечены экспортной выручкой 'Газпрома' по контракту Snam-3, по которому 'Газпром' поставляет в Италию 8 млрд. куб. м газа в год.
Проблемы России начались сразу после завершения строительства газопровода. Проектная мощность 'Голубого потока' - 16 млрд. куб м газа в год. Однако Турции, чей газовый рынок и без того перенасыщен, столько голубого топлива просто не нужно. В 2006-2008 годах Анкара получала из 'Голубого потока' около 5 млрд. куб. м и в обозримой перспективе вряд ли способна отбирать больше - в том числе по финансовым соображениям.
Кроме того, в 2002 году турецкой стороне удалось снизить на 9% ранее оговоренную цену. Причем тема снижения цены на российский газ вновь и вновь становится предметом обсуждений во время всех российско-турецких встреч.
Более того, неоднократно заявлялось об издержках и коррупции, сопровождавшей строительство 'Голубого потока'. По оценкам инвестфонда Hermitage Capital Management, 1 км российской части 'Голубого потока' стоил $2,95 млн., в то время как туркам требовалось лишь $1,35 млн. При этом пять руководителей турецкой газопроводной госкомпании Botas, связанные с реализацией проекта, были осуждены за коррупцию и в настоящее время отбывают наказание в тюрьме. Кроме того, подозрения были и к 'Газпрому': представители Счетной палаты высказывали предположения, что монополия и ее подрядчики злоупотребляли законными налоговыми льготами.
А пока Россия пытается найти выход из создавшейся ситуации. Один из вариантов предполагает достройку трубопровода до побережья в Джейхане, строительство завода по сжижению природного газа и его экспорт в Средиземноморские страны.
Кроме того, Владимир Путин предложил на базе газопровода создать Южно-Европейское газовое кольцо, которое оптимизирует поставки газа в Южную Европу. 'Газпром' планирует поставлять газ в Грецию, Италию и на Балканы по новому маршруту, а из Турции предполагается проложить маршрут через Грецию до юга Италии.
Однако для новых проектов нужны средства, и весьма значительные, сегодняшнее же соглашение между Россией и Турцией о поставках газа по объемам в три раза скромнее, нежели при закладке трубопровода.
За газом - будущее
Природный газ обладает всеми возможностями для того, чтобы стать важнейшим топливом будущего поколения. Приблизительно с 2025 года в мире будет использоваться больше газа, чем нефти. Такого мнения, в частности, придерживаются эксперты Всемирного газового союза (ВГС).
Они констатируют, что производственный потенциал природного газа будет неуклонно расти и составит основу для дальнейшей экспансии мировой газовой индустрии. Точно так же будут расти и затраты, связанные с разведкой, производством и транспортировкой газа. Таким образом, перед производителями и импортерами газа возникает необходимость в гигантских финансовых инвестициях.
В ближайшие 30 лет, как утверждают эксперты ВГС, ожидается рост потенциала производства природного газа с 2530 млрд. куб. м в 2000 году до 4145 млрд. куб. м, что соответствует 64-процентному росту. При этом надежно добываемых запасов в настоящее время достаточно на 64 года, а ожидаемых - на 100 лет.
Не менее благоприятными являются и ожидаемые перспективы международной торговли природным газом. Ожидается, что объем мировой торговли природным газом в 2030 году будет составлять примерно 680-690 млрд. куб. м (в 2000 году - 292 млрд. куб. м). Это составит порядка 17% потребления (в 2000 году этот же показатель составлял 12%).
Потребление природного газа в Европе превысило в прошлом году 525 млрд. куб м. При этом эксперты ожидают устойчивый рост потребления газа в Европе в 2010-2020 годах на 2% ежегодно.
Поэтому вопросы объемов транспортировки российского газа по территории Украины в европейские страны необходимо рассматривать, по нашему мнению, прежде всего в контексте с технико-экономическими показателями газового комплекса России на перспективу (табл.1) и перспективой развития рынка энергоносителей стран Западной и Восточной Европы
Таблица 1
Основные технико-экономические показатели газового комплекса России на перспективу
Источник: Основные концептуальные положения развития нефтегазового комплекса России до 2020 г.
Таблица 2
Рынок энергоносителей Западной и Восточной Европы
Источник: Oil & Gas Journal
Таблицы свидетельствуют, что в течение второго десятилетия нынешнего столетия объемы импорта газа европейскими странами возрастут на 160 млрд. куб. м. в год, а объемы экспорта российского газа в эти же страны - на 60 млрд. куб. м. в год.
Таким образом, возможный ввод в эксплуатацию к середине десятилетия так называемых 'обходных' трубопроводов Nord Stream и 'Южный поток' практически не скажется на объемах транспортировки российского газа по территории Украины в европейские страны.
Думается, что, основываясь именно на подобных выводах, Россия, несмотря на постоянные 'газовые' войны, рассуждая об интенсификации реализации 'обходных' трубопроводов, пошла на подписание долгосрочного (на 10 лет) соглашения на транзит российского газа по территории Украины в европейские страны.
Теперь главное, чтобы при очередной смене власти какой-нибудь отечественный N-ый районный суд не отменил действие данного соглашения.
__________________________________
На поле боя за европейский газ - сплошь тела проигравших ("The Financial Times", Великобритания)
Украинский транзит. А есть ли альтернатива? ("Зеркало Недели", Украина)
'Газпром' взял верх? ("Gazeta Wyborcza", Польша)
Газ, трубы и свобода ("Les Echos", Франция)
* * * * * * * * * *
Короткое замыкание рваного сознания (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Ленинские дни (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Валерия Новодворская: Не служат ли рабские спины фундаментом Кремлю? (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Вахтанг Кикабидзе: Я обожаю русского слушателя (Общественная палата читателей ИноСМИ)