День Соборности Украины, который отмечается нашими гражданами сегодня, - праздник особый. Ведь борьба за государственное и духовное единство всех этнических украинских земель является политической и моральной доминантой нашей истории - от Богдана Хмельницкого, стремившегося объединить всю исконно украинскую территорию под властью гетмана Войска Запорожского (и еще раньше, от великого князя Киевского Владимира Святого и короля Даниила Галицкого) вплоть до наших дней.
Не случайно такой мощный толчок борьбе за независимость Украины дала славная 'цепь единения' украинцев от Львова до Киева - десятки тысяч людей участвовали в этой исторической акции 22 января 1990 года. Все они помнили, что Акт воссоединения украинских земель Запада и Востока был торжественно провозглашен 22 января 1919 года - это не только животворная национальная традиция, но и призыв к конкретной, практической работе.
17 лет нашей независимости засвидетельствовали весьма убедительно приоритетность именно такой работы, потому что без нее патриотизм украинцев ограничится лишь красивыми и пустыми (а в современных жестких условиях - просто губительными) фразами, а соборность, то есть единение всех граждан Украины в общую политическую нацию на основе общих ценностей и общего будущего - будет неосуществимой. О бессмертных традициях борьбы за украинскую соборность, об их значении для нашей нации рассказывает доктор исторических наук Николай Литвин.
В далеком 1905 г. Иван Франко обратился к галицкой молодежи: 'Мы должны научиться слышать себя украинцами - не галичанами, не буковинскими украинцами, а украинцами без официальных границ. И это чувство не должно у нас быть голой фразой, а должно вести за собой практические консеквенции'. Этот франковский призыв, как видим, является актуальным до сих пор.
В январе 1918 года, после нескольких веков безгосударственности, в Киеве восстановлена наша национальная государственность - Четвертый универсал Центральной рады провозгласил независимую Украинскую Народную Республику. А еще через год, 22 января 1919 г., на Софийской площади столицы провозглашен Акт злуки (единения) УНР и ЗУНР. 'Отныне, - подчеркивалось в этом историческом документе, - воедино сливаются веками оторванные друг от друга части Украины, - Западно-Украинская Народная Республика (Галичина, Буковина и Венгерская Русь) и Надднепрянская Великая Украина. Осуществилась вековечная мечта, которой жили и за которую умирали лучшие сыны Украины. Отныне есть единая, независимая Украинская Народная Республика'. Как видим, без самостоятельности не было бы возможным объединение, а без объединения самостоятельность также оставалась бы неполной.
Мне, наверное, в жизни повезло, потому что этот незабываемый документ, изготовленный на картоне печатной машинкой с сургучной печатью, я нашел в январе 1990 г. в спецфондах тогдашнего Центрального государственного архива Октябрьской революции в Киеве.
К счастью, киевские архивисты его быстро рассекретили и за 50 тогдашних советских рублей (треть зарплаты научного сотрудника) сделана копия, которая попала на многолюдную Софийскую площадь и цепь соборности от Львова до Киева. Моя, как и тысячи львовских семей, влились в эту миллионную цепь единения, цепь надежды на лучшую будущность... У многих из нас, наверное, сохранились с тех времен сине-желтые флажки, самиздаты Руха, Просвиты, Мемориала, Общества Льва, напечатанные в Литве, Польше или же Львове.
Понятно, что такие незабываемые события и даты всегда побуждают еще раз оценить пройденный нашим народом путь, чтобы взять все ценное, непреходящее из поучительного исторического опыта. Это действительно общественный феномен, чудо, что наш народ сохранил единство языка и наперекор чужестранцам остался одним народом. У нас не произошло так, как в Югославии, где люди, которые говорят практически на одном языке, считают себя разными народами - сербами, хорватами, боснийцами, черногорцами, потому что относятся к разным религиям. К счастью, украинцы, независимо от различной религиозной принадлежности, считают себя сынами и дочерьми одного народа.
Напомню и то, что в XIX в. идея государственности и соборности была обоснована в творчестве деятелей национального возрождения - Тараса Шевченко, Николая Костомарова, Пантелеймона Кулиша, 'Руськоi трiйцi' во главе с Маркияном Шашкевичем, Михаилом Драгомановым, Иваном Франко. Выдающимся достижением общественно-политической мысли конца XIX - начала XX вв. было и четкое обоснование стратегии восстановления соборности земель. Собственно в работах галичанина Юлиана Бачинского 'Украiна iрредента' (1895) и харьковского адвоката Николая Михновского в книге 'Самостiйна Украшiна', которая вышла в 1900г. во Львове, идея соборности этнических украинских земель связана с задачей завоевания государственно-политической независимости Украины.
Накануне Первой мировой войны государственнические традиции надднепрянского казачества пропагандировали в Галичине воспитанники 'Сокола', 'Сечи', 'Пласта'. Как известно, стрелки и старшины-поборовцы легиона УСС 3 сентября 1914 г. на вокзальной площади Стрыя приняли присягу не только цесарю, но и будущей независимой Украине. Это они доказали боевой победой против царских войск на горе Маковка, Лисони под Бережанами, а также патриотической поэзией и прозой. До сих пор во многих галицких семьях сохраняется открытка первой украинской женщины-офицера, хорунжей легиона УСС красавицы Елены Степанив, которая впоследствии вышла замуж за одного из основателей Армии УНР, ее главного артиллериста, генерала Романа Дашкевича (впоследствии известного историка).
Что же касается самой злуки и ее уроков, то мне иногда бывает стыдно слышать с больших научных трибун, что единения в 1919 г. не произошло. Неправда, оно оформлено юридически, оно утвердилось на ментальном уровне, его одобрили украинцы по обе стороны Збруча. В частности, военные гарнизоны в Станиславове, Золочеве, Тернополе, Киеве. Надднепрянцы выделили галичанам деньги на закупку топлива, металла, перешивку галицких узкоколеек, развитие 'Сiльського господаря' и других обществ. Оказана помощь семьям погибших стрелков Галицкой армии, сиротам, беженцам, которые вернулись в родные края. А еще отправлены полторы тысячи вагонов с сахаром, мукой, хлебом.
Галичане приветствовали весной 1919 г. гастроли надднепрянского театра Садовского. Во временной столице ЗУНР в феврале побывали Владимир Винниченко и Симон Петлюра, в апреле - Михаил Грушевский. Надднепрянский генерал Михаил Омелянович-Павленко стал начальным вождем Галицкой армии, с ним приехали немало опытных командиров-надднепрянцев. В то же время, Галицкая армия получила 20 самолетов для авиаотряда в Красном и Стрые, а также 80 пушек, 20 тыс. винтовок, 80 миллионов патронов.
Надднепрянцы совместно с галичанами защищали соборную УНР против армий Польши, Румынии, большевистской России. К сожалению, соборнический процесс в 1919-1920 гг. так и не удалось завершить. Сытый Париж, Антанта отдали преимущество национально консолидированной Варшаве. Надднепрянские политики искали спасения в Варшаве, а галичане стремились заручиться поддержкой белой и даже красной России. Впрочем, освободительная борьба потерпела тогда поражение.
Завершить объединение украинских земель пришлось уже в середине ХХ в. не без участия пресловутого Сталина, который думал не об интересах Украины, а в первую очередь о величии советской империи. В 1939 г. к УССР присоединена Западная Украина, в 1940 г. - Северная Буковина и Придунайские земли, в 1945 г. - Закарпатье. В 1944-1951 гг. несколько раз корректировалась польско-украинская граница. И, наконец, в 1954 г. к Украине присоединен Крым. Впрочем, за пределами Украины осталась часть этнических древних земель и поэтому мы, украинцы, должны оказать максимальную духовно-культурную поддержку соотечественникам, которые нынче живут в Польше, Беларуси, России, Румынии, Молдове, Венгрии, Чехии, Словакии.
И, в завершение, позвольте напомнить евангельскую истину: 'Любое царство, которое разделилось само в себе, опустошится'. Поэтому идея соборности должна стать спасительной доминантой для преодоления искусственных расколов и раздоров. Собственно в единении запада, востока, юга и севера Украины и есть наша сила.
Николай Литвин, доктор исторических наук, профессор, руководитель Центра исследования украинско-польских отношений Института украиноведения им. И. Крипьякевича НАН Украины
******************
Найдите отличия... (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Короткое замыкание рваного сознания (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Ленинские дни (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Валерия Новодворская: Не служат ли рабские спины фундаментом Кремлю? (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Вахтанг Кикабидзе: Я обожаю русского слушателя (Общественная палата читателей ИноСМИ)
________________________
Русь против России, или Как преодолеть исторический парадокс ("День", Украина)
Вопрос ментальности ("День", Украина)