Неужели судьба нашей бедной, несчастной газетной индустрии совсем перестала волновать людей? Какой шум поднимали, когда Руперт Мердок (Rupert Murdoch) покупал 'Таймс' - он-де сделает из газеты низкопробный листок и будет покушаться на ее независимость! Какими громкими - и вполне оправданными - криками протеста была встречена покупка 'Дейли Миррор' Робертом Максвеллом (Robert Maxwell)! Даже приобретение 'Дейли Телеграф' Конрадом Блэком (Conrad Black), который, кстати, оказался в роли владельца совершенно чист, объявляли концом цивилизации.
И после всего этого продажа лондонской 'Ивнинг Стэндард' российскому олигарху и бывшему агенту КГБ проходит практически без единого протеста. Александра Лебедева расхваливают на все лады - он и противник Владимира Путина, и крестоносец-антикоррупционер, и англофил, и ревнитель свободы прессы. Сам он публично заявляет, что не собирается оказывать никакого влияния на редакционную политику 'Стэндарда'. Однако в прессе появились сообщения, что в среду, объявляя сотрудникам 'Стэндарда' о продаже газеты, главный редактор 'Дейли Мейл' и 'Ивнинг Стэндард' Пол Дакр (Paul Dacre) что-то уж очень сильно трясся.
По словам одного из присутствовавших журналистов, Дакр 'был в очень плохом настроении', а сам сказал, что сегодня у газеты 'очень печальный день'. Не значит ли это, что его, как и меня, терзают смутные сомнения относительно намерений Лебедева? А легко ли не испытывать сомнений относительно человека, который, приобретая газету, утверждает, что делает это из чистого идеализма, особенно если этот человек - российский миллиардер с кагэбэшным прошлым?
Совершенно необязательно быть во всем согласным с российским социологом Ольгой Крыштановской, сомневающейся в том, что Лебедев подходит для роли владельца британской газеты. Крыштановская, уважаемый эксперт и по КГБ, и по олигархам, заявляет, что Лебедев - это очень хорошо зашифрованный агент Кремля, 'в душе' так и не ушедший из разведки. Но даже если предположить, что это не так и что Лебедев чист как слеза, его собственных слов уже достаточно, чтобы немного забеспокоиться.
Например, он как-то сказал, что намеревается создать в 'Стэндарде' редакционный совет, в который будут приглашены такие люди, как Михаил Горбачев, Жак Ширак (Jacques Chirac) и Тони Блэр (Tony Blair). В интервью 'Гардиану' на прошлой неделе он заявил, что этот совет будет собираться для согласования тематик редакционных материалов. Во-первых, это предложение как-то не вяжется с его же заявлением о том, что он не будет вмешиваться в деятельность газеты, но это еще не все. Дело в том, что оно само по себе уводит газету не туда. Толпа надутых 'шишек' - это совсем не то, что нужно в редакционном совете 'Стэндарда'.
'Стэндард' - это местная газета. Она занимается - и должна заниматься - преимущественно местными вопросами. Ну что может сказать тот же Ширак про расширение Хитроу? про лондонские такси? про двусоставные автобусы? про вывоз мусора? про цены билетов на электрички - не говоря уже об общественной и культурной жизни города? Ровным счетом ничего, и к Горбачеву - да и к Блэру, кстати - это тоже относится. О том, что интересует лондонцев, они ничего не знают, и им это совершенно неинтересно. Они - деятели международного масштаба, мышление у них соответствующее, и они, скорее всего, постараются превратить 'Стэндард' в форум для обсуждения каких-то глобальных вопросов - и для газеты это будет шагом в пропасть.
А, может быть, Лебедев и сам хочет того же, что эти люди - ведь тому же 'Гардиану' он заявил, что 'в других обстоятельствах' хотел бы превратить британскую газету в глобальный продукт, который можно было бы издавать в США, а также, возможно, во Франции. Зачем ему это было бы нужно, если у него не было собственных амбиций международного масштаба? И какова все же природа его взаимоотношений с Кремлем, где он, по его собственному признанию, спрашивал одобрения на покупку 'Стэндарда' - и получил его?
Сейчас решить, можно ли отдать британскую газету в руки Лебедева и необходимо ли передать этот вопрос на рассмотрение регулятору СМИ - Бюро по средствам массовой информации, - должен министр по предпринимательству Питер Мандельсон (Peter Mandelson). Здесь, кстати, Лебедеву повезло: Мандельсон известен отсутствием каких-либо предубеждений против российских миллиардеров.
Я как раз выполнил свое обещание бросить курить с того дня, как Барак Обама обоснуется в Белом доме, где сейчас тоже запрещено курение, и уже сэкономил на куреве столько, что мог бы двадцать четыре раза перебить цену, которую Лебедев заплатит за 'Ивнинг Стэндард'. Ведь с него возьмут всего один фунт, а сигареты я перестал покупать со вторника и сейчас выкурил бы минимум четыре пачки по двадцать штук - а они стоят по шесть фунтов. Не знаю, как между собой договаривались Лебедев и лорд Ротермер, но в любом случае с их стороны было просто бессердечно оценивать газету в столь маленькую сумму. Ведь даже чашка чая в ресторане нынче стоит больше фунта. Представьте, каково было журналистам 'Стэндарда' узнать, что все их труды в результате не стоят практически ничего. Наверняка сделку можно было как-нибудь обставить с большим тактом.
Впрочем, в нашем нынешнем перевернутом мире становится уже привычным, что за копейки продаются и покупаются только самые статусные вещи. Королевский банк Шотландии, со всеми его огромными зданиями и тысячами сотрудников, наверняка можно было бы купить за деньги даже меньшие, чем цена чашки чая, если бы покупатель одновременно взял на себя все его 'ядовитые' долги. Он не один такой - учреждений с подобными проблемами сегодня не счесть. А мне вот, например, приходится экономить как раз на том, что стоит гораздо дороже - на сигаретах, как я уже сказал, на еде, напитках, электричестве, мазуте и всех прочих вещах, призванных сделать наше существование комфортным и приятным. К сожалению, такие вещи никогда не теряют в цене.
_________________________________________________
Россиянин задает новый 'Стандарт' для Лондона ("The Independent", Великобритания)
Я из КГБ. Газетки почитываем? ("The Times", Великобритания)
Лебедев и The Evening Standard ("The Financial Times", Великобритания)