Несколько лет назад я вспомнил о сбитом в сухумском аэропорту самолете... Не помню, почему в ту ночь перед сном стал я об этом думать, но я никак не мог заснуть - мне виделись обугленные тела и какой-то крик, крик матерей, которые потеряли своих детей... Я не мог заснуть, пока не включил компьютер и не стал писать. Тогда я говорил о человеколюбии и бесхребетности ООН и международного сообщества, о том, что никому нет дела до реальных трагедий людей, и за высокими выражениями не стоит ничего, кроме высоких зарплат и привилегий дипломатов.
В ту ночь я писал с большой горечью в душе, и моя небольшая статья была скорее криком души, эмоциональным призывом, изначально обреченным на невнимание сильных мира сего. Но тогда я писал, уверенный, что моя родина пережила ужасную трагедию, которую нельзя просто так забыть и нельзя жить, как будто ничего не было. И, к сожалению, я не знал или не хотел знать, что трагичная история Грузии на этом не закончилась.
Когда в августе наши войска вошли на контролируемую Россией часть 'Южной Осетии', наверное, впервые в жизни у меня тряслись колени, да так, что остановить не мог, пока не заставил себя заснуть на час утром, чтобы потом не пропустить первый выпуск новостей на 'Рустави 2'.
То, что война уже рядом стало понятно после странного перемирия объявленного президентом, больше напоминавшего паузу для подготовки к схватке, чем желание эту схватку избежать. Я до сих пор не очень понимаю, почему была начата эта операция. Почему премьер-министр выступал следующим утром и говорил, что в стране все спокойно, и это обычный рабочий день? Какой обычный рабочий день, если на страну напала Россия, если не вторая, то точно третья по военной мощи страна в мире? Где мобилизация и просьба о помощи, которые потом уже не переставали в разных формах исходить от президента и других политиков?
Я не хочу верить, что принимавшие решение власти рассчитывали, что Россия не вмешается. Я уверен, что власти Грузии имели полное право сделать то, что сделали, а реакция России была больше похожа на маразм неадекватных карликов, но разве от этого последствия стали легче? Что более реально было со стороны России - маразм или конструктивное следование международному праву? От России, которая дружит с Ираном, Сев. Корей, Кубой и со всеми наиболее неадекватными диктаторами мира, от России, которая в лице своего вождя, если верить словам Саакашвили, обещал устроить Грузии Сев. Кипр, от России, которая не то, что чужих, а своих граждан не ценит даже на дырявый грош, от России, в которой СМИ заполнены сообщениями о Ким Чен Ире больше, чем в самой Сев. Корее, от России, над которой вот уже много лет не заходит карликовое, но Солнце 'Великого' вождя, ставшего недавно двуликим, от России, в которой героями становятся убийцы, а честность карается?
Когда стало понятно, что наши ребята гибнут в неравном бою и что гибнут они уже без всякой надежды победить, я готов был проклинать этих бездарных, безвольных европейцев, обменявших идеалы свободы, столь часто превозносимые на словах, на газ и свой 'теплый' дом. Я думал, может кто-нибудь приедет в Грузию и скажет: 'вот я, варвары, убьете меня, и тогда армия моей страны поможет Грузии защититься от вас...' Утопия, но разве было на что рассчитывать в тот момент? У меня наполнились глазами слезы, когда Ющенко принял указ, запрещающий кораблям ЧФ России возвращаться в Севастополь, если они участвовали в войне с Грузией. Указ, который мало чем мог помешать России, но явно был большей помощью со стороны Украины и лично его президента, чем от любого лидера Европы...
Но, как бы ни было больно понимать, что сегодня Грузия находится в куда более сложных условиях, чем 9 месяцев или год назад, может, стоит оглянуться и подумать, не забывая наш горький опыт, как жить дальше и что делать?
К сожалению, участь Грузии всегда была незавидной, и соседство с империями приносило ей мало пользы. Но перелететь в другой мир нам не дано, поэтому наше счастливое будущее нам строить на этой многострадальной земле.
И уверен, что будущее Грузии не должно замыкаться только на землях и территориях. Думая только о них, мы придем в тупик очередной войны, которую мы можем не пережить. Но, приложив усилия для создания лучшей жизни для отдельно взятого гражданина (любого и каждого), мы обязательно добьемся большего, чем просто объединение страны. И вопрос как, в данном случае не так уж и сложен.
Но перед этим позвольте спросить Вас, почему Грузия, страны Балтии и множество нормальных стран предпочитают дружить с США, торговать с США, строить политическую систему, разделяющую идеалы демократии как в США, а страны убожества, ставшие таковыми благодаря не менее убогим лидерам, - Иран, Сев. Корея, Сирия, Судан, Зимбабве и другие - прямо-таки и тянутся к России. Нет, не перенимать идеалы 'суверенной' демократии, но за оружием, деньгами или просто политической поддержкой?
Потому, что у США есть что предложить, если Вы хотите хорошо жить, а у России нет, но зато у нее есть много оружия, потенциальных наемников, и куча нефтедолларов, которые с большим удовольствием тратятся против США - просто так, чтобы 'нагадить'. Никому не нужна российская 'демократия', национализм и шовинизм, коррупция, толпа ФСБшников, пустая бравада, бряцание оружием и высокодержавная идеология, только и удерживающаяся на доходах от продажи нефти, которую даже переработать не могут нормально. Такая Россия никому не нужна, и никто к ней не тянется. Многим русским, в том числе и двум недорослям у руля, это не понять, но это так.
И мы не можем идти к России, и путь на Запад не имеет сегодня альтернатив, но только от нас зависит, сможем ли мы построить такую страну, к которой будут тянуться, в которой захотят жить не только грузины, но и абхазцы, осетины, русские, азербайджанцы и другие. А условия у нас для этого, к счастью, есть.
Я бы долго мог рассуждать на эту тему, но позволю сконцентрироваться на трех основных вопросах, которые мне кажутся наиболее важными.
Мировой экономический кризис, это конечно беда масштабная, но Грузия имеет все возможности быстро развиваться тогда, когда другие экономики падают. Но для этого нужно создать максимально благоприятные условия для инвесторов, всех инвесторов. Это - минимальные налоги и минимальное вмешательства правительства. Меньшие налоги, конечно же потребуют меньших затрат, но это задача решаема. Зачем Грузии большая армия? Уже навоевались... С Россией, что бы мы ни делали, нам не тягаться, особенно когда их танки стоят в 30 минутах езды от Тбилиси, а Армения - единственный, кроме России потенциальный враг Грузии - не рискнет устроить конфликт с нами, пока рядом войска Азербайджана. Может, армянские националисты спят и видят, как исчезает с карты мира Грузия, но прямая война угрожает им еще больше, чем нам.
Если в Грузии будет самая простая, прозрачная и либеральная налоговая система, с простыми и прозрачными процедурами взаимодействия с властью, мы сможем стать очень привлекательной для иностранного бизнеса, и это даст нам самим возможность создавать конкурентоспособный бизнес. Все это не значит, что государство должно самоустраниться, а лишь значит, что оно должно выполнять прямые свои обязательства - защиту собственных граждан.
И это второе, что нам сегодня необходимо. Искоренение культа 'вора', уважения к 'вору' и воровским законам - огромная польза, которую принесла стране нынешняя власть. И дай Бог, чтобы через несколько лет никто в стране не сказал хотя бы с граммом гордости, что он вор. Но есть и другая особенность грузинского общества, с которым следует бороться с не меньшим рвением. Это так называемое 'дзмоба' (братство), которое стоит, как правило, выше законов, особенно когда речь идет о материальной стороне дела.
'Дай по-братски в долг, я тебе, клянусь, верну, да еще и с процентами!' - 'Вот, брат, возьми, ты что, и не нужны мне проценты, ты ж мне брат!'. Этот разговор, который может быть между двумя даже не очень близко знающими друг друга людьми во многом типичен для Грузии (не без преувеличения в чем-то), как и типичен результат: 'Брат, ты пойми, не моя вина, что..., я тебе не все верну'... И ответ, сказанный не в лицо: 'Да, чтобы ты ..., и твою ..., : такая'.
К сожалению, неформальные связи не позволяют развиться в Грузии нормальным договорным отношениям, и поэтому необходима концентрация на том, чтобы заключившие договор могли спокойно обратиться при разногласиях в суд и быть уверенными, что в случае победы в деле, государство поможет взыскать все до последнего цента. Договор, даже если он подписан Саакашвили или его близким другом, имеет ценность только тогда, когда этот договор будет исполнен. Пока просьба дать расписку, когда одалживаешь деньги, а тем более требование процентов за долг воспринимается в грузинском обществе почти как грех, никаких нормальных финансовых отношений не может быть. А если всего этого не произойдет, и мы продолжим делать дело своими методами, ни цивилизованный бизнес к нам не придет, ни мы не сможем построить рыночную экономику.
И, наконец, третье, что нам необходимо - культивирование идеалов демократии, причем я бы хотел отдельно обратить внимание не на власть, а на оппозицию, так как, что делать власти в целом известно итак. Но оппозиция в Грузии, для меня, - позор нации.
О чем думает господин Гамкрелидзе, когда говорит, что, если и когда Саакашвили уйдет, все подписанные в его правление договоры будут пересмотрены? Где, в какой нормальной демократической стране он видел, чтобы приходящий президент не выполнял обязательства его страны только потому, что ему не нравился его предшественник? Неужели господину Гамкрелидзе хочется, чтобы Обама бросил Грузию и пересмотрел недавно подписанную Хартию только потому, что он не согласен с Бушем? Посмотрите на встречу пяти президентов США, устроенную недавно... Эти люди не боялись смотреть друг другу в глаза, и никто не оскорблял и не поносил другого.
То, что позволяют себе оппозиционеры, заставляет стыдиться, ибо это больше похоже на поведение дворовых пацанов, что может указывать разве что на недостаточный уровень образования и/или воспитания. Я за эти годы не видел ни одной мало-мальски продуманной позитивной программы. Кроме 'Долой Саакашвили!' они не могут ничего предложить, не могут ответить на вопрос: что делать, как и для чего? Слепая борьба за власть ослепших от гордыни мужчин и явно неадекватных женщин вызывает только отвращение, а тысячи их сторонников - глубокую печаль, из-за нежелания людей открыть глаза и думать.
Я уверен, что Саакашвили должен уйти как главнокомандующий, проигравший войну. И не важно, кто, почему и как эту войну начал. Это нормальный поступок любого руководителя. Но я с ужасом думаю, что может быть со страной, если к власти придут такие пустозвоны как Гачечиладзе, Гамкрелизде и другие. Госпожа Бурджанадзе, господин Аласания и некоторые другие политики внушают определенную надежду, но пока не будет ясной позитивной программы, я буду надеяться, что Саакашвили останется у власти. В конце концов, в Грузии должна быть произведена хотя бы раз нормальная смена власти в результате плановых выборов, а не в результате революции, досрочных выборов и различных волнений и митингов. Митингов, которые разве что рождают единственный вопрос - если бы все эти бездельники работали, вместо того, чтобы митинговать, может быть в стране появилась бы дополнительная больница, завод и магазин...
В итоге, если Грузия построит развитую демократию с рыночной экономикой, с защищенными правами граждан, с высокой культурой деловых отношений и политической борьбы, то и другие проблемы будут решены, потому что те же абхазы и осетины будут видеть в Грузии лучшую альтернативу и возможность лучшей жизни, чего пока, к сожалению, они не видят.
Но такую Грузию нам никто не подарит, и строить ее нам нужно всем месте и каждому.
_________________________________
Какой смысл ни вкладывай в понятие 'стратегический партнер', к Грузии это не относится ("The Washington Times", США)
"Все в руинах" ("New Statesman", Великобритания)
Насколько далеко мы зайдем ради Грузии? ("The Washington Post", США)
Грузия, Россия и новая администрация ("Forbes", США)
Грузия: что дальше? ("The Washington Post", США)
* * * * * * * * * *
Короткое замыкание рваного сознания (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Ленинские дни (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Валерия Новодворская: Не служат ли рабские спины фундаментом Кремлю? (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Вахтанг Кикабидзе: Я обожаю русского слушателя (Общественная палата читателей ИноСМИ)