После убийства адвоката и журналиста в центре Москвы в понедельник российские правозащитные организации и оппозиционные журналисты с тревогой называют свое положение 'осадным'.
'Москва превратилась в тир, мишени в котором - живые люди', - говорит Лев Пономарев, руководитель группы 'За права человека'.
Станислав Маркелов, адвокат 'Новой газеты', который часто брался за трудные дела о нарушениях прав человека, и Анастасия Бабурова, журналист-стажер газеты, были застрелены убийцей-одиночкой недалеко от Кремля после пресс-конференции Маркелова. Несмотря на то, что на месте происшествия были размещены камеры наружного наблюдения, милиция утверждает, что убийцу идентифицировать не удалось.
В России, где с 2000 г. было совершено более дюжины убийств журналистов, большей частью нераскрытых, это становится слишком привычным. Четверо убитых - Маркелов не из их числа - были сотрудниками 'Новой газеты', которая специализируется по журналистским расследованиям и крайне критически освещает деятельность властей.
В ноябре редактор подмосковной газеты Михаил Бекетов был так жестоко избит, что ему пришлось ампутировать ногу.
Жертвы были широко известны в правозащитном мире и принадлежали к узкому кругу специалистов. 'Проблема в том, что в России всего четыре адвоката-правозащитника такого калибра, - говорит о Маркелове Надежда Прусенкова из 'Новой газеты'. - Теперь их трое'.
По ее словам, неясно, стали ли убитые жертвами одной группы, и связаны ли убийцы с государством. Маркелов получал угрозы от фашистских групп, против которых он вел дела в прошлом.
Однако, как говорит Прусенкова, 'фашистские группировки действуют не так'. По ее словам, скинхеды обычно атакуют своих жертв группами с применением ножей и ручного оружия, главным образом, ночью. Тщательно спланированное убийство в центре Москвы средь бела дня - это 'не их стиль'.
В октябре 2006 г. произошло самое громкое российское политическое убийство десятилетия: журналистка 'Новой газеты' Анна Политковская была застрелена убийцей в подъезде собственного дома. Начался суд над тремя подозреваемыми.
Один из важных свидетелей - полковник Федеральной службы безопасности, организации, пришедшей на смену КГБ. По словам других свидетелей, один или более обвиняемых действовали в качестве его агентов.
Карина Москаленко, адвокат семьи Политковской, говорит, что властям потребовалось два года, чтобы привлечь кого-либо к суду. Так что не стоит рассчитывать на скорое установление личностей исполнителя или организатора убийства, происшедшего на этой неделе.
В большинстве дел об убийствах журналистов и правозащитников убийцы и те, кто за ними стоял, не были найдены. Пономарев обвиняет милицию и прокуратуру в медлительности.
* * * * * * * * * * * * * * * * * *
Короткое замыкание рваного сознания (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Ленинские дни (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Валерия Новодворская: Не служат ли рабские спины фундаментом Кремлю? (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Вахтанг Кикабидзе: Я обожаю русского слушателя (Общественная палата читателей ИноСМИ)
________________________________
Сотрудникам 'Новой газеты' необходимо оружие для самозащиты ("The Guardian", Великобритания)
Соучастники преступления ("The Washington Post", США)
Убийство в Москве: застрелен адвокат ("Time", США)