Резюме
22 января президент России Дмитрий Медведев отправился в Узбекистан на встречу со своим узбекским коллегой Исламом Каримовым. Визит Медведева последовал за восьмидневным турне командующего Центрального командования США ген. Дэвида Петреуса по шести странам Центральной и Южной Азии и новостями о том, что Соединенные Штаты договорились о создании альтернативных 'путей снабжения войск в Афганистане' по территории центральноазиатских соседей Афганистана. Визит Медведева призван быть противовесом турне Петреуса до тех пор, пока Вашингтон и Москва не достигнут соглашения об использовании бывших советских объектов для снабжения войск США и НАТО в Афганистане.
Анализ
Президент России Дмитрий Медведев отправился 22 января в Узбекистан на встречу со своим коллегой Исламом Каримовым. Официальная цель визита - переговоры об энергетике, но он проходит вслед за стремительным турне командующего Центрального командования ген. Дэвида Петреуса по шести странам Центральной и Южной Азии. 20 января Петреус заявил, что Соединенные Штаты договорились о создании альтернативных 'маршрутов снабжения войск в Афганистане' по территории его центральноазиатских соседей, что снизит зависимость Соединенных Штатов и НАТО от Пакистана. Визит Медведева призван быть противовесом действиям США на бывшей советской территории до тех пор, пока не будет достигнуто соглашение между Россией и Соединенными Штатами.
За последние восемь дней Петреус посетил Казахстан, Туркменистан, Кыргызстан, Таджикистан, Афганистан и Пакистан, но не сообщил, какой маршрут поставок в Афганистан топлива и материалов - по территории самой России или через бывшие советские республики Центральной Азии - предпочитают Соединенные Штаты. Пока, по всей видимости, речь идет о транзите невоенных товаров, не оружия, боеприпасов, боевых машин и прочего. Более широкое соглашение об американском военном транзите по территории бывших советских государств потребовало бы более масштабного и сложного набора договоренностей не только с этими странами - у каждой из них есть свои соображения - но и с Кремлем, их бывшим хозяином.
О каком маршруте идет речь - все еще неизвестно, поскольку это зависит от того, с кем Вашингтон сумеет заключить сделку. Наверняка известно то, что для этого потребуется содействие ряда государств. Всех потенциальных кандидатов следует оценивать независимо друг от друга, чтобы проиллюстрировать сложность переговорного процесса.
Кавказ
Некоторые возможные маршруты могли бы начинаться в Турции (государство-член НАТО) и направляться на Кавказ - конкретно, в Грузию и Азербайджан. Оттуда маршрут мог бы идти в Россию и Центральную Азию по железной дороге или соединяться с Центральной Азией через Каспийское море (в обход России). Армения не фигурирует ни в одном из вариантов по ряду причин - это яро пророссийская страна, где у России есть крупная военная база, а соседи Армении Турция, Азербайджан и частично Турция перекрыли границы страны, сделав транзит практически нереальным.
Грузия - это страна, которая сожгла несколько мостов. Бывшая советская республика имеет сухопутную границу с Турцией и выход к Черному морю. Это делает Грузию одним из немногих постсоветских государств, имеющих реалистический шанс на переориентацию своей экономики с России на Европейский Союз и получение военной помощи против России от Соединенных Штатов. Конечно, это вовсе не означает, что на этом поприще ей гарантирован успех.
Помощь Европы и США Грузии никогда не была особенно энергичной, а противостояние с Россией Грузия явно проиграла. Решающий момент произошел в августе 2008 г., когда Россия разгромила Грузию во время короткой войны, в результате которой более 7000 российских военнослужащих до сих пор пребывают на территориях, отколовшихся от Грузии. Кроме того, российские войска, размещенные в Армении, на постоянной основе патрулируют границу с Грузией, тем самым окружая страну с обоих флангов. России было бы довольно просто сорвать любые поставки, которые она бы не одобрила.
Географическое положение Азербайджана - он находится на восточной стороне закавказского перешейка между Россией и Ираном - гораздо более деликатно, чем у Грузии, но во многих отношениях оно не раз оказывалось выгодным для него. Баку знает, что у него не будет шанса порвать советские узы, если этого не сделает Грузия. Это заставляет Баку вести себя по отношению к России так же уступчиво, как дерзко ведет себя Грузия; уязвимость ее географии требует принимать в расчет интересы России.
В силу географического положения Грузии и Азербайджана, у Вашингтона, если он хочет использовать Кавказ, почти не остается вариантов, кроме как договориться с Москвой.
Центральная Азия
У Центральной Азии совершенно другой набор проблем - каждая из стран стремится преодолеть свои внутренние трудности, США пытаются усилить свое влияние, а Россия налагает ограничения. Многие государства Центральной Азии можно просто купить, одни ведут свою игру, а другие твердо решили ждать разрешения Москвы на подобную сделку с Соединенными Штатами. Какие бы соглашения ни заключили Соединенные Штаты - о транзите через Каспийское море или непосредственно по российской территории, доступ в Афганистан с севера невозможно получить без договоренности хотя бы с одним государством Центральной Азии.
Казахстан
Казахстан - самое важное из государств Центральной Азии, крупнейшее по площади и своего рода законодатель мод в региональной политике. Но его территория слишком велика, чтобы контролироваться крохотным населением (она составляет примерно 75 процентов территории Соединенных Штатов, но население равняется всего 5 процентам населения США). Более того, Казахстан имеет границу с Россией, длина которой составляет более 1000 миль, и зависит от нее в плане транзита нефти и природного газа на Запад. Москва держит в тисках экономику, доходы и прочие ресурсы Казахстана. Возможно, это изменится со временем, когда начнут работать инфраструктурные проекты; накануне российско-грузинской войны Казахстан стремился найти экспортные альтернативы для своих богатых энергоресурсов, включая экспортные потоки через Каспийское море и в Китай. Но создание этих маршрутов не завершено, а это означает, что Казахстан нуждается в одобрении Москвой любых договоренностей с Вашингтоном. Он не осмелится рискнуть и действовать в одиночку.
Таджикистан и Кыргызстан
Таджикистан и Кыргызстан - это две преимущественно горных страны, которые не рассматриваются в качестве серьезных вариантов маршрута снабжения войск в Афганистане. Иосиф Сталин так перекроил границы обоих государств, что были полностью проигнорированы географические и этнические реалии. Картографическая мешанина не позволяет ни одному, ни другому быть успешным в долгосрочном плане. Это делает их вечно нестабильными и нищими, поэтому власти любой из этих стран могут просто куплены либо американцами, либо русскими. Американцы заинтересованы в них по двум причинам. Во-первых, США эксплуатируют базу ВВС 'Манас' недалеко от киргизской столицы Бишкека (у русских своя база по соседству). Во-вторых, оба государства обладают небольшим влиянием в Афганистане, поскольку находятся на главных маршрутах наркотрафика.
Кыргызстан пригласил американских и российских военных не из идеологических соображений, а потому, что он отчаянно нуждается в деньгах, которые обе стороны платят за аренду. Но глобальный финансовый кризис поставил Кыргызстан в еще худшее финансовое положение, а экспорт электроэнергии, производимой его ГЭС и являющейся крупнейшим источником доходов страны, прекращен в связи с тяжелой засухой.
Поэтому Кыргызстан сделает выбор в пользу того, кто предложит более высокую цену. По данным Stratfor, Петреус предложил увеличить плату за использование базы 'Манас' с примерно 80 миллионов долларов в год до 150 миллионов, плюс ряд бонусов для правительства (в целом и для конкретных людей) за разрешение на продолжение эксплуатации. Но Кыргызстан находится в настолько трудном финансовом положении, что обращается за деньгами и к Москве, а Москва, как сообщается, предложила 2 млрд. долларов наличными за то, чтобы киргизы выгнали американцев.
Единственный реалистичный способ сохранить эту базу - это, как и во многих других случаях применительно к данному региону, заключить сделку не с конкретным государством, а с Россией. Для того, чтобы ни одно из них не заключило сепаратных договоренностей с американцами, все региональные лидеры на следующей неделе вызываются в Москву.
Узбекистан
Узбекистан - джокер региона; это государство обладает региональными гегемонистскими амбициями и более других способно бросить вызов Москве. Как и в случае с Таджикистаном и Кыргызстаном, границы Узбекистана - продукт сталинских манипуляций. Но вместо того, чтобы ослабить страну, Сталин непреднамеренно ее усилил. Узбеки живут во всех соседних государствах, что дает Ташкенту возможность вмешиваться в политику каждого из них. Также он является самодостаточным в плане продовольствия и энергии, в отличие от любого другого государства, рассматриваемого в настоящей статье, за исключением Казахстана. И, в отличие от Казахстана, он не граничит с Россией.
Но Узбекистан граничит с Афганистаном. Фактически, для Соединенных Штатов это самый важный потенциальный партнер. Он не только имеет шоссейное и железнодорожное сообщение с Афганистаном, а также советскую военную базу, которой уже пользовались американцы, но также доказал за последние месяцы, что, несмотря на российско-грузинскую войну, не боится российского гнева.
Традиционно (даже в советские времена) Узбекистан перечил Москве, невзирая на последствия. В последнее время президент Узбекистана Ислам Каримов задумается о выходе из альянсов с Россией - таких, как Евразийское экономическое сообщество и Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Кроме того, во время последнего официального саммита ОДКБ в декабре 2008 г. Каримов не стал встречаться с премьер-министром России Владимиром Путиным, отправившись вместо этого на встречу с Петреусом.
Россия знает, что эта страна более других склонна к удовлетворению просьб Вашингтона, поэтому 22 января президент России Дмитрий Медведев прибывает в Ташкент, чтобы обсудить имеющиеся у Узбекистана варианты. Хотя неизвестно, с чем именно Россия идет за стол переговоров - с пряником или кнутом.
Туркменистан
Перейдем теперь к последнему государству Центральной Азии, географическое положение которого - как и Грузии - таково, что дает ему возможности оторваться от России. Туркменистан не граничит с Россией (более того, основная часть его населения сосредоточена на крайнем юге, на максимальном удалении от России); он имеет границу с еще одной крупной региональной державой (Ираном); инфраструктура, соединяющая его с Россией, проходит не через одно, а через два государства; наконец, Россия зависит от экспорта туркменского газа (а не наоборот), что значительно осложняет попытки России осуществлять свое влияние в далеком уголке Центральной Азии.
Если требуется создать сеть поставок в обход собственно России, то Туркменистан будет играть существенную роль в американских транзитных планах. Можно - хотя это непросто - переправлять снаряжение и личный состав по железной дороге из Турции через Грузию и Азербайджан, доставлять его по Каспийскому морю в туркменский порт, а затем через Туркменистан в Афганистан по суше.
Туркменистан традиционно старался быть в стороне от противоборства между Соединенными Штатами и Россией; однако после смерти многолетнего лидера Сапармурата Ниязова это центральноазиатское государство начало рассматривать разные политические, военные и экономические стратегии. Для Соединенных Штатов Туркменистан привлекателен не только в силу прямого сообщения с Афганистаном, но и из-за пустующих военных объектов недалеко от афганской границы, которые могли бы стать потенциальной заменой подверженной рискам (и дорогостоящей) базы ВВС 'Манас'.
Но в последние месяцы Москва укрепила свои позиции в Ашхабаде - отчасти из-за российско-грузинской войны, которая доказала каждой из бывших советских республик, что ради восстановления контроля Москва готова использовать силу. Однако недавно в столице Туркменистана произошел инцидент, который можно считать элементом заговора с целью государственного переворота, и правительство обратилось за помощью в урегулировании ситуации к России. Туркменистан традиционно был довольно спокойным государством, поэтому предполагаемая попытка переворота стала шоком для туркменских властей. Слухи в туркменском правительстве указывают на то, что за предполагаемой попыткой переворота стояло западное влияние, хотя относительно того, кто несет ответственность, существует множество сомнений. Тем не менее, инцидент заставил Ашхабад сосредоточиться на себе, и в настоящее время он не доверяет никому на Западе (и ни с кем не хочет заключать сделки) - разумеется, если только сама Россия не даст зеленый свет.
И, наконец, Россия
Хотя отношения между Соединенными Штатами и бывшими советскими республиками имеют сложный и запутанный характер, переговоры почти с каждой страной в конечном итоге зависят от согласия России на заключение тех или иных договоренностей. А, кроме того, многие из рассматриваемых маршрутов предполагают использование российской территории. Но Вашингтон знает, что Москва запрашивает немалую цену за то, чтобы позволить Соединенным Штатам использовать ее территорию или территорию ее бывших советских республик. Дело не в том, что Россия желает Соединенным Штатам провала в Афганистане - Москва не питает любви к исламистам. Речь идет, скорее о том, что России представилась уникальная возможность воспользоваться трудным военным положением Соединенных Штатов для достижения собственных долгосрочных целей.
* * * * * * * * * * * * * * * * * *
Анастасия Бабурова: Я не верю восьмому марта (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Найдите отличия... (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Короткое замыкание рваного сознания (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Валерия Новодворская: Не служат ли рабские спины фундаментом Кремлю? (Общественная палата читателей ИноСМИ)
_______________________________
Обама вступает в Большую игру ("Stratfor", США)
Большая игра: очередной раунд, приветствуем участников ("The Wall Street Journal", США)
Пробуждающийся великан Центральной Азии ("Project Syndicate", США)