Newsweek Web Exclusive
В начале января Россия и Украина почти три недели вели спор о цене, которую Киев должен платить за российский газ. По ходу препирательств Россия прекратила все поставки газа на Украину, в то время, как восточноевропейские клиенты, исправно платившие за газ и зависящие от поставок "Газпрома", остались в мороз без топлива. В Болгарии было объявлено чрезвычайное положение; ее власти пообещали расконсервировать построенную в советские годы АЭС, чтобы обеспечить энергетическую независимость. Обе стороны утверждали, что спор является чисто коммерческим, но политики в Киеве заявляют, что газовая война связана с неприязнью Кремля к прозападному, проевропейскому президенту Украины. Критике подверглась и роль трейдинговой компании RosUkrEnergo, действовавшей в качестве посредника, поскольку она якобы давала взятки политикам обеих стран. Россия возобновила поставки на прошлой неделе - но в понедельник Киев призвал к новому раунду переговоров для установления будущих цен, вызвав тем самым призрак новой газовой баталии. Корреспондент Newsweek Анна Немцова взяла интервью у вице-премьера Украины Григория Немыри, который, наряду с премьер-министром Юлией Тимошенко, сыграл одну из ключевых ролей в разрешении спора. Фрагменты беседы:
NEWSWEEK: Почему Россия настаивает на повышении цены, которую Украина платит за газ в то время, как мировые цены на энергоносители падают?
Немыря: Давайте разберемся с тем, что такое 'справедливая цена' - как на тот газ, который мы потребляем, так и тот, который идет транзитом в Европу. Расчет стоимости российского газа должен быть очень простым: берете цену, которую платят конечные пользователи, такие, как Германия, и вычитаете транзитные пошлины, которые Россия должна заплатить Чехии и Украине [за прокачку по их территории]. По этой логике, на российской границе мы должны платить примерно 200-230 долларов. Именно на этом была основана наша цена, предлагавшаяся на переговорах с "Газпромом". Кроме того, у нас был меморандум о ценах, подписанный двумя премьер-министрами. Сейчас можно только догадываться, что произошло с нашими российскими партнерами после октября [2007 г.] У России есть несколько мотивов [для повышения цен]. Значительно упали цены на нефть; даже Путин признал, что к лету цены на газ также сильно снизятся. Но мы хотели бы избежать какого-либо политического возмездия.
Почему последние три года Украина позволяла компании-посреднику RosUkrEnergo получать огромные прибыли на продаже газпромовского газа Украине? Путин назвал это 'крупномасштабной коррупцией'.
Как и любая монополия, компания RosUkrEnergo опасна. Она является монополистом по транзиту газа с января 2006 г. Также была одна попытка создать монополию по распределению газа на внутреннем рынке. В одном из своих интервью один из украинских владельцев RosUkrEnergo Дмитрий Фирташ отметил, что его компания контролирует 75 процентов внутреннего рынка. Премьер-министр Тимошенко уже не первый год подчеркивает, какой непрозрачной была эта компания, что ее коррупционные сделки затрагивали высшие эшелоны власти. [Неправительственная организация по борьбе с коррупцией] Global Witness расследовала деятельность RosUkrEnergo, и у нее были серьезные вопросы к ее владельцам, но вразумительных ответов она не получила. Серьезных причин для того, чтобы она существовала, нет. Сегодня все было бы иначе, если бы не RosUkrEnergo и ее коррупция, которая распространяется на политику обеих сторон [в России и на Украине]. Для танго нужны двое. Мы рады слышать, что Путин считает ее коррумпированной; это означает, что RosUkrEnergo доживает последние дни.
Россияне говорят, что им не с кем вести переговоры о ценах, потому что украинцы расколоты между президентом Виктором Ющенко и премьер-министром Юлией Тимошенко.
Украина - не единственная страна с такими политическими сложностями. В Чехии и Польше между премьер-министрами и президентами тоже бывают разногласия. Невзирая на все наши политические трения, премьер-министр Тимошенко делает все, что в ее силах, чтобы деполитизировать вопрос о поставках газа на Украину.
Чего хочет добиться Россия? Не потому ли она занимает жесткую позицию на этих переговорах, что стремится частично или полностью контролировать трубопровод?
Одна из целей России - склонить европейское общественное мнение к поддержке трубопроводов Nord Stream и South Stream [в обход Украины]. Но, на самом деле, "Газпром" режет курицу, несущую золотые яйца. Российская экономика зависит от продаж газа в Восточную и Центральную Европу. Чем дольше продолжается каждая газовая война, тем больше страдает репутация и "Газпрома" и Украины, потому что потребители, мерзнущие в своих домах, не хотят вникать в подробности наших споров.
_______________________________
Газовый кризис: каковы последствия? ("Le Monde", Франция)
Способна ли Украина влиять на газовые отношения с Россией? ("The International Herald Tribune", США)
Газовая проблема указывает на украинские провалы ("The Washington Post", США)
* * * * * * * * * * * * * * * * * *
В.Ярузельский: "Польша не погибла" (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Испытание тощими годами (Общественная палата читателей ИноСМИ)
В.Новодворская: "Не каждому так везет, что он может сказать: я гражданин Израиля" (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Orange-band и Жертва Диоксина (Общественная палата читателей ИноСМИ)