'Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны', - говорил Ленин. 'Путинизм есть газ плюс телевидение', - считает Борис Немцов, бывший заместитель премьер-министра, перешедший в оппозицию. С недавнего времени к этому перечню стоит добавить кинематограф. С декабря прошлого года будущее 'седьмого искусства' находится в руках премьер-министра Владимира Путина, возглавившего правительственный совет по развитию отечественной кинематографии.
Недовольный засилием американских блокбастеров на родине мэтров советского авангарда Эйзенштейна и Дзиги Вертова, Владимир Владимирович решил оказать серьезную поддержку национальной кинопродукции, взяв под личный контроль помощь государства этому сектору.
Стоит ли опасаться возвращения агитпропа, массовой пропаганды большевистского толка? Кремль, взяв под контроль телеканалы, теперь обратил свой взор на кино. Министр культуры Александр Авдеев предупреждал летом 2008 года: 'Государство начнет заказывать картины с более 'человечным', более 'патриотичным' содержанием, чем в нынешних фильмах'.
Осенью 2008 года во время совещания по вопросу 'О развитии отечественной кинематографии', проходившего в Санкт-Петербурге, Владимир Путин пообещал в 2009 году выделить кинопромышленности 45 миллионов евро и удвоить эту сумму в 2010 г.. Поддержка будет оказываться фильмам, 'направленным на формирование ценностных установок, соответствующих интересам российского общества и стратегическим задачам развития страны'. Может быть, бывший полковник КГБ (службы безопасности) уделяет особое внимание седьмому искусству потому, что именно благодаря нему он понял свое призвание в жизни? Фильм 'Щит и меч', вышедший на экраны его родного города Санкт-Петербурга в 1960-е годы, стал для Путина настоящим откровением.
Восхищенный подвигами героя фильма, советского шпиона, сумевшего внедриться в Гестапо, юный Вова, которому в то время было пятнадцать лет, отправился в приемную ленинградского КГБ, чтобы предложить свои услуги. Дежурный офицер посоветовал повторить попытку через несколько лет, что тот и сделал. Позже Путин сказал про этот фильм: 'Больше всего меня поражало, как малыми силами, буквально силами одного человека, можно достичь того, чего не могли сделать целые армии. Один разведчик решал судьбы тысяч людей'.
Нынешняя элита в погонах, стоящая во главе России, считает, что искусство должно быть поставлено на службу государству. В 2005 году был создан 'Фонд поддержки патриотического кино', в попечительский совет которого входят депутаты Госдумы, представители деловых кругов, например, миллиардер Виктор Вексельберг, а также Вячеслав Ушаков, заместитель директора ФСБ (экс-КГБ).
С 2006 года ФСБ возродила советскую традицию, позабытую с 1989 г. - присуждать 'Оскаров' авторам 'самых объективных' произведений, посвященных деятельности 'органов'. Один из лауреатов, актер Евгений Миронов был награжден за роль в фильме 'В августе 44-го . . . '.
В этой картине он сыграл офицера СМЕРШа ('Смерть шпионам'), органа военной контрразведки, созданного Сталиным в 1943 г. и просуществовавшего до 1946 г.. СМЕРШ в частности имел отношение к смерти шведского дипломата Рауля Валленберга, который во время Второй мировой войны спасал венгерских евреев и исчез после того, как светские войска вошли в Будапешт в 1945 году.
Безусловно, российский кинематограф не сводится только к производству патриотических фильмов. Такие талантливые режиссеры, как Павел Лунгин, Алексей Герман, Валерий Тодоровский, Михаил Калатозишвили и многие другие, без труда находят спонсоров вне стен Кремля. Тем не менее, помощь, оказываемая государством кинематографу, весьма значительна. Из 98 фильмов, произведенных в 2007 году, половина увидела свет благодаря государственным фондам.
В советскую эпоху, несмотря на цензуру и контроль власти, из кинематографической кузницы пропаганды выходили и замечательные фильмы: 'Иван Грозный' Сергея Эйзенштейна, 'Солярис' Андрея Тарковского, 'Ирония судьбы' Эльдара Рязанова, 'Волга-Волга' Григория Александрова. Чего не скажешь о нынешней 'патриотической' продукции.
Трудно найти столь же посредственное произведение, как последний ее образчик, фильм 'Чужие', вышедший на экраны 13 ноября 2008 года. В нем рассказывается о безнравственных членах команды американских врачей, прибывших с гуманитарной миссией в одну из мусульманских стран. На протяжении всего фильма они совершают промах за промахом. Зато российские солдаты, присутствующие в регионе, показаны в намного более выгодном свете, просто нельзя не заметить, какими замечательными человеческими качествами они обладают.
Фильм был финансирован 'Единой Россией', партией Владимира Путина. Снял его режиссер Юрий Грымов, член Центрального совета партии 'Единая Россия' (так в тексте - прим. перев.) и бывший пиарщик ныне почившей в бозе нефтяной компании ЮКОС, чей глава Михаил Ходорковский в настоящее время отбывает восьмилетний срок заключения в колонии, расположенной недалеко от российско-китайской границы. Публика в большей массе своей проигнорировала 'Чужих', несмотря на свой вполне приличный бюджет (8 миллионов долларов), и картина собрала в прокате не более 250 000 долларов.
______________________________________
Голливуд по-русски: кино как реклама государства ("The Wall Street Journal", США)
Кино Ивана ("Rzeczpospolita", Польша)
Пленка российской реальности ("Time", США)
* * * * * * * * * * * * * * * * * *
И он ссылается на ИноСМИ (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Вырвать жало империи (Общественная палата читателей ИноСМИ)
"Да пошли вы к черту!" (Общественная палата читателей ИноСМИ)
"Плавленый сырок" - это ваш Шендерович (Общественная палата читателей ИноСМИ)