Неужели Франция и впредь будет игнорировать 'Катынь', последний фильм знаменитого польского режиссера Анджея Вайды (обладатель каннской 'Золотой пальмовой ветви' за фильм 'Человек из мрамора'), посвященный убийству более 4 500 польских офицеров и унтер-офицеров в марте-апреле 1940 года в Катынском лесу, неподалеку от Смоленска, в Белоруссии?
Как же сложилась эта ситуация? Некоторые, не забывая дать высокую оценку фильму, ссылаются на чрезмерные финансовые и технические требования режиссера, а также слабую кампанию по продвижению картины. Однако это не помешало успеху фильма (3 миллиона зрителей, не считая Польши) в ряде европейских стран (Ангела Меркель присутствовала на премьере картины в Германии), а также в Японии. Но во Франции вопрос с прокатом этого фильма долго не мог решиться.
В конце концов, благодаря усилиям ряда людей, в том числе посла Польши в Париже, небольшая дистрибуторская кампания Kinovista покажет 'Катынь' в апреле в ряде кинотеатров, а телеканал Canal + поставил его в сетку своих программ. Однако все это выглядит весьма скромным по сравнению с масштабом самого события (более 22 500 польских военных застреленных в затылок и захороненных в пяти разных местах), его исторических последствий (как во время, так и после войны), а также высоким качеством самого фильма.
На самом деле кинопрокатные компании проявили так мало энтузиазма, потому что эта непростая малоизвестная трагедия, далекая от нашей памяти о Второй мировой войне, не вызывает большого интереса во Франции. Сцена, с которой начинается фильм, где польские мирные жители оказываются на мосту в ловушке между немецкой и российской армией, не может не вызвать изумления; более того, вид нацистских и советских офицеров, которые в полном согласии производят раздел польских пленных, порождает тревожные чувства. НКВД 'оставил себе' 40 000 офицеров и унтер-офицеров, а солдат отпустил домой. С весны 1940-го их семьи больше не получали от них вестей. Лишь три года спустя немцы обнаружили первые массовые захоронения в Катыни.
СССР сразу же опроверг эту информацию, воспротивился созданию Красным Крестом комиссии для расследования этого преступления и разорвал дипломатические отношения с находившимся в Лондоне польским правительством в изгнании, которое выступало за проведение расследования. Последующие события принадлежат истории: комиссия из двенадцати признанных экспертов, направленная нацистами на место захоронения в конце апреля 1943 года, затем советская комиссия, действовавшая в конце 1943 года на отвоеванной территории. И, наконец, в 1952 году специальная комиссия Палаты Представителей Конгресса США в наиболее подробном докладе по Катыни пришла к выводу, что расстрелы в марте-апреле 1940 года проводились органами НКВД.
Однако ложь - слово, красной нитью проходящее через весь фильм, его мы неоднократно слышим из уст вдовы убитого генерала - продлится сорок пять лет. Поскольку, как напоминает Вайда, 'именно на лжи зиждилось подчинение Польши Москве'. Горбачев первым в 1989 году нарушил молчание по этому вопросу, передав ряд архивных документов генералу Ярузельскому, затем Ельцин вручил Валенсе копию приказа о применении высшей меры наказания, подписанного Сталиным и Берия в марте 1940 года. На этом рассекречивание документов закончилось, Верховный Суд Российской Федерации закрыл досье в 2004, в том самом году, когда Владимир Путин, совершая официальный визит в Варшаву, воздержался от любого упоминания о Катыни.
Вайда для фильма, который, возможно, будет его последним, и который он посвятил своей семье (отец режиссера погиб в Катыни), выбрал путеводной нитью дневники польских военных, шедших, сами того не подозревая, на встречу своей погибели.
Франция рискует пройти мимо истинного шедевра, обладающего не только исторической достоверностью, но и яркой выразительностью. Пока еще не поздно вызвать у французской публики интерес к этой картине, чтобы запланированные цели проката (50 000 зрителей) были достигнуты и даже превышены. До сих пор некоторые возлагают ответственность на немцев, да и Россия официально не признала свою вину, ну и наконец, мы до сих пор доподлинно не знаем советских мотивов. Была ли то огромная 'ошибка', как давали понять руководители НКВД в 1941 году, после того как СССР вступил в войну, или, что более вероятно, операция идеологического характера: большинство пленных польских офицеров и унтер-офицеров после допросов были сочтены 'потерянными' и потенциально опасными для СССР. Этой же 'логикой' руководствовалась Красная армия в августе 1944: она не стала вмешиваться, когда немцы подавляли Варшавское восстание, а заодно и очаги антикоммунистического сопротивления.
На закате жизни Анджей Вайда решил изобличить эти оставшиеся безнаказанными военные преступления. И будет парадоксальным, если Франция - родина прав человека, страна, уделяющая большое значение вопросам памяти, исторический союзник Польши - предаст забвению Катынь.
_____________________________________
Золотая рыбка по имени Вайда ("Le Monde diplomatique", Франция)
Катынь - рана ("Tygodnik Powszechny", Польша)
Великое сокрытие ("The American Spectator", США)
"XX век был один огромный Аушвиц, в котором все друг друга обвиняли" ("ИноСМИ", Россия)
* * * * * * * * * * * * * * * * * *
И он ссылается на ИноСМИ (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Вырвать жало империи (Общественная палата читателей ИноСМИ)
"Да пошли вы к черту!" (Общественная палата читателей ИноСМИ)
"Плавленый сырок" - это ваш Шендерович (Общественная палата читателей ИноСМИ)