Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Без неожиданностей

Новому руководителю РПЦ придется решать сложные проблемы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Выборы на Поместном соборе и то, что этому сопутствовало, больше напоминали не церковное, а светское мероприятие. Для созыва Поместного собора устав отводит полгода, но его назначили на конец января. В этом был в первую очередь заинтересован Кирилл. Обеспечив себе пост местоблюстителя, он использовал открывающиеся возможности сполна.

Поместный собор Русской православной церкви тайным голосованием избрал митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла Патриархом Московским и всея Руси. За него проголосовали 508 делегатов (72%). Церковный хор исполнил "Acsios" (греч., 'достойный'), митрополит Кирилл заявил: 'Приемлю', - и его стали поздравлять с избранием. В воскресенье в кафедральном соборном храме Христа Спасителя состоялась его интронизация - возведение на патриарший престол. В соборном храме присутствовали президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин. РПЦ обрела своего руководителя.

Выборы на Поместном соборе и то, что этому сопутствовало, больше напоминали не церковное, а светское мероприятие. Для созыва Поместного собора устав отводит полгода, но его назначили на конец января. В этом был в первую очередь заинтересован Кирилл. Обеспечив себе пост местоблюстителя, он использовал открывающиеся возможности сполна. Его избирательная кампания была проведена по всем правилам современных политтехнологий.

Его главным оппонентом был митрополит Калужский и Боровской Климент (Капалин). Пришлось всерьез опасаться предстоятеля Украинской церкви митрополита Владимира. Белорусский 'батька' Александр Лукашенко прилагал усилия для продвижения руководителя Белорусского экзархата митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева). Из Киева для Кирилла пришли утешительные новости. Митрополит Владимир от участия в выборах отказался. Перспективы Филарета тоже были не слишком значительными, поэтому основная борьба развернулась между местоблюстителем и Климентом.

На счету Кирилла был большой дипломатический успех - объединение с Русской зарубежной православной церковью. Впрочем, его экуменическая деятельность у консерваторов и фундаменталистов вызывала активный протест. О напряженности борьбы можно судить по волне компромата, которая выливалась на страницы в первую очередь светских газет и в огромных количествах гуляла в интернете. Главному кандидату припомнили все. От обвинений в табачных и алкогольных махинациях, склонности к коммерческой деятельности в ущерб делам церковным - до сотрудничества с КГБ. Лондонская The Times писала накануне избрания: '62-летний Кирилл, как считается, носил кодовое имя 'Михайлов', а Филарет был идентифицирован как агент 'Островский'. Подозревается, что Климент работал на КГБ под псевдонимом 'Топаз'. Собственно в советское время иного и быть не могло. The Times приводит слова Феликса Корли из организации 'Форум-18': 'Очевидно, что нельзя было стать лидером, не согласившись сотрудничать с КГБ. Никому бы не позволили выезжать за границу и представлять там религиозные организации без контроля со стороны госбезопасности'. Да и такое прошлое в современной России рассматривается как залог благонадежности в глазах высшего руководства в Кремле. С этой точки зрения все три кандидата были вполне проходными.

Церковные аналитики обстоятельно проанализировали выступления Кирилла и нашли в них симпатии к католическому богословию. Обвинение достаточно серьезное, которое грозило большими проблемами при избрании. Против местоблюстителя выступил полковник Владимир Квачков, которого обвиняли в покушении на бывшего главу РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса. В интервью православному сайту 'Русский взгляд' полковник обрушился с обвинениями в адрес тогда еще митрополита Кирилла.

Сторонники последнего тоже не сидели сложа руки. Диакон Андрей Кураев, главный пиарщик Кирилла, обвинил брата митрополита Климента - архиепископа Тобольского Димитрия в проведении 'лжевыборов' делегатов на Поместный собор от духовных семинарий, а также 'рейдерском захвате Московской духовной академии', где проводилось выдвижение. Диакон заявил, что избрание митрополита Климента патриархом неизбежно повлечет за собой повышение в церковной иерархии его брата.

Кстати, подобный пассаж использовался и против главы УПЦ митрополита Владимира. Активно распространялись слухи, что в случае его избрания церковью будет реально управлять молодой епископ Александр (Драбинко), ученик владыки, лишь недавно рукоположенный в архиерейский сан. Как известно, кем-то напуганная ворона боится даже куста. Одного слуха о том, что вместо Владимира украинские участники Поместного собора могут выдвинуть кандидатуру митрополита Онуфрия (Березовского), было достаточно, чтобы последнего обвинили в благожелательном отношении к лишенному сана бывшему чукотскому епископу Диомиду (Дзюбану), обвиненному в расколе. Этот компромат распространило агентство 'Интерфакс-религия', которое контролируется 'кирилловцами'.

Для достижения компромисса со своими противниками Кирилл выступил в Сретенском монастыре - одном из центров московского православного консерватизма, управляемом влиятельным архимандритом Тихоном (Шевкуновым). Он заявил о согласии с учением новомученика архиепископа Иллариона (Троицкого). 'Когда в богословие стали проникать либеральные идеи, когда стали вслед за некоторыми богословами утверждать, что нет разницы между конфессиями... святитель Иларион в своем замечательном труде 'Христианства нет без Церкви' утвердил..., что есть только одна Церковь - святая соборная апостольская, которая в настоящее время являет себя в Православной церкви'. Судя по результатам голосования на Поместном соборе, поддержку консерваторов Кирилл себе обеспечил.

Главной же проблемой двух ведущих кандидатов было получение поддержки власти светской. Климент в основном надеялся на административный ресурс. Как управляющий делами Московской патриархии он неоднократно работал членом различных правительственных комиссий, а в 2005 г. именно его Владимир Путин назначил членом Общественной палаты как представителя от Православной церкви. Клименту приписывали авторство поправок в Налоговый и Земельный кодексы о передаче имущества церкви. Эту идею также поддерживал Путин.

Источник, близкий к администрации президента, утверждал, что супруга президента Светлана Медведева, которая хорошо знакома с митрополитом, поддерживала его. Она возглавила попечительский совет программы духовно-нравственного воспитания РПЦ, появление которой инициировал Климент. Он имеет большие и разветвленные связи в коридорах власти. Возможно, он и добился бы успеха при большей публичности. Привычку оставаться в тени многие его сторонники объясняли нежеланием сталкиваться на людях с более харизматичным местоблюстителем.

Однако более активному Кириллу удалось переломить ситуацию. Характерно, что отстраненную позицию заняло так называемое православное окружение Путина, в которое среди других входят глава "Российских железных дорог" Владимир Якунин, полпред президента в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко, банкиры братья Ананьевы. Это было ярким свидетельством того, что президент выбрал Кирилла. Публично свою поддержку ему Медведев и Путин выразили, когда приехали на поминальную сорокадневную службу по патриарху Алексию II в Богоявленский собор и после нее беседовали с Кириллом без свидетелей. За этим последовала поддержка 'Единой России'. Среди мирян - участников собора членов этой партии было большинство. В таких условиях выборы должны были пройти и прошли без сюрпризов.

Сложностей у нового патриарха достаточно. В первую очередь - во взаимоотношениях с государством. Он известен своими антилиберальными высказываниями, в частности, по правам человека. В декларации, принятой X Всемирным собором русских народов, главным автором которой был Кирилл, говорилось: 'Есть ценности не менее важные, чем права человека - вера, мораль, неприкосновенность святынь и родины. Нельзя позволять создаваться ситуациям, в которых реализация прав человека растаптывает традиции религии или морали, оскорбляет религиозные или национальные чувства, оскорбляет святыни либо угрожает существованию нашего Отечества'. Здесь с Кремлем разногласий не предвидится.

Сложнее со школой. Патриарх - горячий сторонник введения предмета 'Основы православной культуры'. В интервью телеканалу 'Вести' летом прошлого года он заявил: 'Каждый гражданин России должен знать основы православной культуры, будь он мусульманин, еврей или буддист'. Следует ожидать стремительного наступления клерикализма на светское образование, что вызовет значительное сопротивление не только либеральных кругов, но и части чиновничества и представителей других конфессий. В Кремле бы и рады помочь церкви в этом вопросе, но опасаются роста общественного недовольства в обстановке экономического кризиса.

Настоящей головной болью является проблема 'канонической территории'. В Молдове активно действует Румынская православная церковь, в Эстонии - Константинопольский патриархат. Предстоит отстаивать статус-кво Московского патриархата в России и за ее пределами. Но главным был и остается украинский вопрос.

Единства среди украинских епископов нет. Это проявилось на предсоборном собрании делегатов от УПЦ. Кириллу удалось заручиться поддержкой влиятельных иерархов - митрополитов Агафангела Одесского и Иллариона Донецкого, сторонников укрепления связей УПЦ с Москвой. Первый уже давно сотрудничает с Кириллом, который посодействовал его награждению российским Орденом почета в прошлом году, а сближение со вторым стало некоторой неожиданностью. Митрополит Илларион Донецкий публично выступил против внесения дополнений в список претендентов, в том числе и от УПЦ.

До недавнего времени Кирилл достаточно взвешенно высказывался по вопросу отделения УПЦ, но теперь его действия будут под пристальным наблюдением консерваторов и фундаменталистов - и, скорее всего, позиция патриарха станет боле жесткой. Тем не менее растет число тех украинских епископов, которые хотели бы канонической независимости от РПЦ, хотя бы по примеру Эстонской православной церкви. В Москве понимают, что рано или поздно придется признать очевидное - самостоятельность УПЦ, но постараются максимально затормозить этот процесс, в том числе и с помощью светской власти.

___________________________________

Новый патриарх - Кирилл ("Rzeczpospolita", Польша)

Кризисный менеджер русского православия ("Газета по-Киевски", Украина)

***********************

Учитель Путин (Общественная палата читателей ИноСМИ)

"Свободу младшему сержанту Глухову!" (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Нашкодили, москали? (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Секс-проект Шелленберга (Общественная палата читателей ИноСМИ)