Российский рубль упал вчера до нового уровня, достигнув порога, установленного в прошлом месяце Центробанком. По мнению трейдеров, на этой неделе готовность Центробанка удерживать этот порог будет подвергаться проверке.
Найти равновесный уровень для рубля может оказаться непросто, так как он зависит от колеблющейся цены на нефть, и от того, насколько быстро отток капитала приспосабливается к новому обменному курсу.
С конца лета курс рубля по отношению к доллару упал примерно на 33 процента. 22 января Центробанк объявил, что он намерен не дать ему опуститься ниже 36 рублей за доллар, или 41 за 'корзину' из доллара и евро, с помощью которой Центробанк определяет стоимость рубля. Вчера курс рубля к евро дошел до 46,29, к доллару до 36,35.
Главный экономист московского отделения Citibank Эллина Рыбакова полагает, что, возможно, Центробанк слишком поторопился. 'Я не верю в этот порог, - говорит она. - С учетом прибылей и издержек, я думаю, им придется его сдвинуть'.
'Возможно, до равновесного валютного курса не так уж далеко, но рубль легко может упасть и сильнее, из-за того, что реальная экономика слишком медленно адаптируется, а также из-за давления на счет движения капиталов'.
По словам специалиста по валютам из московского инвестиционного банка 'Ренессанс капитал' Алексея Моисеева, Центробанк, по-видимому, готов удерживать установленный порог. 'Есть явные сигналы, что они готовы защищать его, - заметил он, добавив: - У них есть шанс стабилизировать рубль, если не упадет цена на нефть'.
В пятницу глава российского Центробанка Сергей Игнатьев, выступая в российской Государственной думе - нижней палате парламента - уверял, что порог планируется защищать. Для стабилизации курса, заявил он, помимо продажи валютных резервов банк будет использовать и 'другие инструменты'. В первую очередь речь идет о подъеме процентных ставок, которого Центробанк до последнего момента избегал, пытаясь предотвратить рецессию.
В пятницу Центробанк поднял ставку рефинансирования на 100 базисных пунктов, до 13 процентов. С августа он потратил больше 200 миллиардов долларов, защищая постепенно обесценивающийся рубль.
Трейдеры выражают осторожный оптимизм в отношении способности стратегии ограничения ликвидности удержать курс рубля. Во многом это связано с тем, что, как утверждает г-н Моисеев, до сих пор 'большая часть спекуляций, направленных против рубля финансировалась собственной ликвидностью Центробанка'. Другими словами, Центробанк выдавал банкам дешевые рублевые кредиты, снабжая банковский сектор ликвидностью, но они, вместо того, чтобы кредитовать этими средствами экономику покупали на них доллары.
По оценке экономиста Nomura Ивана Чакарова, Центробанк продал достаточно долларов, чтобы купить треть всей рублевой денежной массы, и с июля 2008 года доля долларов на частных и корпоративных банковских счетах ощутимо увеличилась.
Ректор московской Новой экономической школы Сергей Гуриев не видит в том, что те, кто брал в эти месяцы рублевые кредиты, сочли более выгодным покупать доллары, ничего удивительного. 'Каждый, у кого есть выбор - вложить рубли в производство или купить доллары и заработать 80 процентов годовых, очевидно выберет последнее', - заметил он.
Правительственное давление на банки не сработало, добавил он. 'Пришлось бы приставить офицера КГБ надзирать за каждой трансакцией. Это не может сработать так что придется ждать, пока рубль не найдет новый равновесный уровень'.
____________________________________________
Сизифов труд рубля ("La Tribune", Франция)
Рубль на распутье ("Forbes", США)
Рекордное падение рубля ("The Wall Street Journal", США)
Девальвация рубля ("The Financial Times", Великобритания)
Россия устанавливает новую нижнюю границу стоимости рубля ("The Financial Times", Великобритания)
* * * * * * * * * * * * * * * *
Учитель Путин (Общественная палата читателей ИноСМИ)
"Свободу младшему сержанту Глухову!" (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Нашкодили, москали? (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Секс-проект Шелленберга (Общественная палата читателей ИноСМИ)