Поскольку о состоянии здоровья Ким Чен Ира нельзя сказать ничего определенного, Соединенным Штатам жизненно необходимо планировать взаимодействие с азиатскими союзниками и Китаем
В январе северокорейский лидер Ким Чен Ир, наконец, появился на публике после обширного инсульта, который он, как сообщается, перенес полгода назад. Один слух - о собственной смерти - он опроверг, однако спекуляции на тему его здоровья и преемника не прекратились. В такой ситуации занять выжидательную позицию было бы соблазнительно, но неразумно. Соединенные Штаты и их азиатские союзники должны готовиться к тому, что смена руководства в Северной Корее может произойти совсем скоро и необязательно гладко.
По статистике, почти четверть мужчин, перенесших инсульт после 65 лет - 16 февраля Киму исполнится 68 - умирают в течение года. Шансы прожить еще пять лет составляют 50 на 50. По данным исследования, проведенного Университетом Индианы в 2008 г., для диабетиков - а считается, что Ким страдает диабетом - ожидаемая продолжительность жизни ниже еще на 15 процентов. Поэтому, хотя прогноз дальнейшего течения болезни не ужасен, хорошим его тоже не назовешь.
Почему это должно нас волновать? Как государство, обладающее ядерным оружием и экспортирующее баллистические ракеты, Северная Корея давно вызывает головную боль у Вашингтона. Имея одну из крупнейших в мире армий, вооруженную дальнобойной артиллерией и ракетами, она может нанести серьезный ущерб Южной Корее и Японии - важнейшим союзникам США в Азии. А поскольку к процессам, происходящим на Корейском полуострове, причастны также Китай и Россия, мало где еще на планете пересекаются и потенциально сталкиваются интересы стольких великих держав. Поэтому вопрос о том, кто правит Северной Кореей, не из разряда тривиальных.
Если бы Ким скоропостижно скончался или решил отказаться от власти, то ему на смену мог бы прийти один из трех его сыновей, как и сам Ким унаследовал власть от отца. Но поскольку они молоды и неопытны, многие считают более вероятным сценарий коллективного руководства, состоящего из высокопоставленных чиновников и, возможно, одного из его сыновей в качестве номинального лидера для придания режиму легитимности. Однако никто не может быть уверен в работоспособности или долговечности этой схемы.
Определенные лица или фракции - не в последнюю очередь, представляющие армию или разведывательные службы - могут испытать соблазн захвата власти. Не исключено, что это приведет к разрушительной и даже кровавой борьбе за лидерство, которая может оказать крайне негативные последствия для всей страны. История показала, что под давлением изнутри тоталитарные государства оказываются крайне непрочными, и Северная Корея, возможно, не будет исключением.
Если в Северной Корее начнется крах, то мир может столкнуться с целым рядом новых вызовов, включая огромный поток беженцев, военные провокации, нарушения общественного порядка и - что самое зловещее - неопределенность судьбы ее ядерного арсенала.
Все это неизбежно потребует от соседних государств вмешательства с целью стабилизации положения. В силу противоречивости их интересов, с односторонними или несогласованными действиями связан значительный потенциал непонимания и конфликта.
Именно поэтому новая администрация США должна усилить свою готовность к управлению дестабилизирующими переменами в Северной Корее.
Прежде всего, она должна повысить свою компетентность в понимании событий в Северной Корее, параллельно пересмотрев планы действий США в непредвиденных обстоятельствах так, чтобы обеспечить всеобъемлющий и согласованный ответ всех государственных институтов. При этом нужно, помимо прочего, учесть уроки продолжающихся операций в Афганистане и Ираке.
Кроме того, Соединенные Штаты должны тесно сотрудничать с Южной Кореей и Японией с целью повышения согласованности и подготовленности действий союзников. До сих пор планирование носило зачаточный характер и стопорилось политическими разногласиями между Сеулом и Вашингтоном. В частности, военные приготовления необходимо поддержать целостной политической, дипломатической, экономической и правовой стратегией. К этому процессу нужно подключить Токио.
Наконец, США должны вести спокойный диалог с Китаем, призванный снизить риск непонимания и трений в ходе возможного кризиса вокруг Северной Кореи. Цель - предвосхитить потенциальные озабоченности и донести другой стороне собственные намерения.
Можно лишь догадываться, как долго Ким продержится у власти, но риски и ставки слишком велики, чтобы полагаться на чьи-либо способности к импровизации.
Пол Стэрз - старший научный сотрудник Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations) и соавтор, вместе с Джоэлом Уитом (Joel S. Wit), книги 'Подготовка к неожиданным переменам в Северной Корее' (Preparing for Sudden Change in North Korea)
* * * * * * * * * * * * * * * * * *
Музей погибшей советской цивилизации (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Трудности перевода: "Это - фашисты!" или "Так всегда поступал КГБ" (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Гайд-парк vs Лобное место (Общественная палата читателей ИноСМИ)
ИноСМИ и интернет-солдаты Урфина Джюса (Общественная палата читателей ИноСМИ)
_______________________________
Корея после Кима ("The Financial Times", Великобритания)
Капитуляция Буша по северокорейскому вопросу будет иметь долгосрочные последствия ("The Wall Street Journal", США)
Вот Америка добежит до места, отдышится, а кто в это время будет заправлять в Пхеньяне? ("The Wall Street Journal", США)