Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Том Круз и Голливуд - спасители 'святой Германии'

Голливуд теперь предпочитает не демонизировать нацистов, а воспевать доблесть офицеров Вермахта

Том Круз и Голливуд - спасители 'святой Германии' picture
Том Круз и Голливуд - спасители 'святой Германии' picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
При выходе из кинотеатра любой немец, не слишком хорошо осведомленный о соперничестве, царившем среди элит агонизирующего Третьего рейха, о прошлом изменников и их амбициях, может попасть во власть эйфории, расправить плечи и почувствовать гордость за заговорщиков 20 июля 1944 года. Теперь его совесть может быть чиста...

Бурная овация! Публика, присутствовавшая 20 января в Берлине на европейской премьере картины 'Операция 'Валькирия', чествовала Тома Круза, воплотившего в фильме образ графа фон Штауффенберга, немецкого офицера, который 20 июля 1944 года предпринял покушение на Гитлера, с триумфом, который останется памяти актера надолго. Одноглазый красавец-аристократ был самым отважным из заговорщиков - клики офицеров и политиков, решивших избавиться от Гитлера и организовать в Берлине путч против эсесовцев. Фильм Брайана Сингера (Bryan Singer) представляет собой захватывающий триллер, несмотря на то, что конец этой истории всем известен: операция потерпела неудачу, а ее авторы были расстреляны.

При выходе из кинотеатра любой немец, не слишком хорошо осведомленный о соперничестве, царившем среди элит агонизирующего Третьего рейха, о прошлом изменников и их амбициях, может попасть во власть эйфории, расправить плечи и почувствовать гордость за заговорщиков 20 июля 1944 года. Теперь его совесть может быть чиста: эти отважные солдаты служат воплощением другой Германии, они смыли кровью, собственной кровью, позор, который Гитлер навлек на их страну.

 

Консервативные круги Германии, в первых рядах которых Франк Ширрмахер (Frank Schirrmacher), один из издателей влиятельной Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ), и знаменитый Флориан Хенкель фон Доннерсмарк (Florian Henckel von Donnersmarck), режиссер фильма 'Жизнь других', встретили фильм, как неожиданный дар небес. Вы только подумайте! Одна из самых ярких звезд Голливуда воплотила на экране самую мифическую фигуру немецкого сопротивления, калифорнийская фабрика звезд создала идеализированный образ офицера, который принес искупительную жертву и смело ринулся в пасть 'Волчьего логова', ставки Гитлера в Восточной Пруссии.

Голливуд теперь предпочитает не демонизировать нацистов, а воспевать доблесть офицеров Вермахта. 'Том Круз в образе фон Штауффенберга принесет больше пользы Германии, чем десять чемпионатов мира по футболу. Надежду Германии зовут Том Круз', - писал в 2007 году фон Доннерсмарк на страницах FAZ. Они вместе с Ширрмахером два года не жалели сил, чтобы фильм состоялся, а Том Круз воспринимался как национальный освободитель: как можно было упустить столь удобную возможность окончательно реабилитировать Германию.

 

Не в обиду им будет сказано, как впрочем и всем тем - их становится все больше и больше, - кто хотел бы полностью освободиться от 'нравственного груза Освенцима' - эта история куда более сложная. В любом случае она не настолько однозначная, как представлено в фильме Сингера - но это кино, тут ничего не попишешь, - и неизмеримо глубже приукрашенной версии нынешних почитателей Штауффенберга, аргументы которых напоминают консервативную историографию 1950-х годов: именно заговорщики 20 июля, а не Гитлер со своей кликой являлись представителями настоящей Германии, 'святой Германии' - последние слова Штауффенберга перед смертью.

 

Предотвратить катастрофу

Никто не сомневается, что Штауффенберг явил образчик великолепной отваги. Общеизвестным фактом является и то, что в момент покушения им двигали благородные порывы: с 1941 года, когда началась война на Восточном фронте, массовые избиения людей и уничтожение евреев, молодой офицер почувствовал себя преданным, постепенно стал отдаляться от режима и в конечном итоге решился на высшую степень измены - физическое устранение фюрера.

 

Однако личность Штауффенберга была намного более неоднозначной, чем это показано в 'Операции Валькирия'. Молодой граф, который не испытывал к Веймарской республике ничего кроме презрения, вначале с большим энтузиазмом воспринял нацистскую программу национального и нравственного обновления страны. Штауффенберг никогда не был членом партии, но приветствовал победу Гитлера в 1933 году, ему не претило стремление последнего очистить немецкую расу от еврейского влияния, хотя он отрицательно относился к любому акту физического насилия в отношении евреев. Он радовался, что Германия добилась пересмотра Версальского договора, и с воодушевлением сражался в первые два года войны. В письме, которое он написал жене в начале польской кампании, были такие строки: 'Эта вульгарная чернь, среди которой немало евреев и всевозможных полукровок, этот народ понимает только язык кнута'.

 

Фон Штауффенберг находился под сильным влиянием поэта-эстета Стефана Георга (Stefan George), посещал его литературный кружок для избранных, был идеалистом, но не демократом. В еще меньшей степени можно было назвать демократами его сообщников по заговору 20 июля 1944 года, представителей националистических и реакционных кругов, которые занимали важные должности в Третьем рейхе, и часть из которых была замешана в преступлениях нацистского режима.

 

Убив Гитлера, они хотели предотвратить военную катастрофу, которая уже маячила на горизонте после наступления советских армий на Востоке и союзников во Франции. Но они не собирались отказываться от идеи превращения Германии в главную европейскую державу, расширения ее до границ 1914 года, окончательного присоединения к ней Австрии и Судец - так говорилось в одном из документов, составленного мятежниками в мае 1944 года. Как отмечала Ханна Арендт (Hannah Arendt), на этот мятеж их подвигло отнюдь не нравственное возмущение.

 

И самое главное: какими бы ни были их мотивы, фон Штацффенберг и его сообщники представляли мизерное меньшинство. 20 июля 1944 года подавляющее большинство немецкого народа все еще верило в Гитлера, как верило в него и после нападения на Россию, ведения боевых действий на двух фронтах, после вступления в войну США, после Сталинграда, предательства Италии и высадки союзников во Франции. Верило, несмотря на отвратительные преступления, совершаемые во имя Германии, отголоски которых, пусть даже едва слышные, не могли не доходить до Германии.

Оливье Гэз - журналист и историк

________________________________________

Человек, который должен был убить Гитлера ("Le Point", Франция)

'У нас не будет места для инородцев, нам не нужны паразиты' ("The Guardian", Великобритания)

Взлет и падение германского вермахта ("Time", США)

Выстоять против Гитлера и выжить ("The International Herald Tribune", США)

Кино и немцы, или Снято по реальным событиям ("Delfi", Украина)