Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Байден в Мюнхене: противоречивые сигналы

Байден негативно оценил 'опасную тенденцию', сложившуюся в отношениях между Востоком и Западом за последние годы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
По России его ремарки были особенно приятным контрастом с истерией, поднятой многими европейскими политиками и экспертами, на все лады повторяющими тезис о новой 'холодной войне' и предостерегающими об 'энергетическом шантаже' Москвы...

Вице-президент США дал понять, что Вашингтон настроен на сближение с Россией, но по ближневосточной и иранской проблемам он лишь повторил затертые мантры бушевской администрации

Внешнеполитический курс Барака Обамы еще находится в стадии разработки, и, когда его основные черты начнут прорисовываться, сообщать о них будет лично глава государства. Поэтому в субботу, в ходе первой международной 'презентации' новой администрации, вице-президенту Джо Байдену (Joe Biden), выступавшему в Мюнхене перед лидерами Франции и Германии, а также высокопоставленными политиками из России и других европейских стран, пришлось решать непростую задачу. Он должен был задать новую тональность, заявить о новом подходе, и намекнуть на новые инициативы, не предвосхищая при этом будущие заявления собственного начальника.

По России его ремарки были особенно приятным контрастом с истерией, поднятой многими европейскими политиками и экспертами, на все лады повторяющими тезис о новой 'холодной войне' и предостерегающими об 'энергетическом шантаже' Москвы. Байден, напротив, негативно оценил 'опасную тенденцию', сложившуюся в отношениях между Востоком и Западом за последние годы. Далее он осудил 'антагонистический менталитет', отбрасывая тем самым главный принцип прежнего противостояния между Россией и Западом - образ непримиримых врагов, не имеющих общих интересов.

'Сила России', заметил Байден - не синоним 'слабости НАТО'. Хотя он заявил также, что ни одна страна не должна иметь сферы влияния, спокойное, без малейшей тревоги, отношение вице-президента к усилению России представляется куда более важным в период, когда многие усматривают угрозу в том, что эта страна, после шока, связанного с почти мгновенной утратой империи и экономическим хаосом девяностых, вновь обрела уверенность в себе. Байден также изложил амбициозную программу действий в сфере контроля над вооружениями, требующую сотрудничества между США и Россией - ведь скоро истекает срок действия нескольких договоров, заключенных в рейгановско-горбачевскую эпоху.

Впрочем, кое в чем выступление Байдена, а значит и концептуальные разработки новой администрации - по крайней мере на нынешнем этапе - вызвали разочарование. Речь идет о Ближнем Востоке и Иране. Байден выступил за восстановление Газы международным сообществом, которое укрепило бы Палестинскую национальную администрацию, 'но не ХАМАС'. Этот тезис в равной мере нереалистичен и недемократичен. ХАМАС пришел к власти в Газе в результате свободных выборов. И попытки игнорировать этот факт идут вразрез с заявленной Обамой целью: восстановить доверие к США на Ближнем Востоке.

То же самое можно сказать о ремарках Байдена в отношении Ирана. Одно дело - критиковать 'незаконную ядерную программу' Тегерана. Но осуждать Иран за 'поддержку терроризма' - значит повторять фальшивую мантру бушевской администрации. Если Байден имеет в виду поддержку Тегераном ХАМАС и "Хезболлы", то это заявление расходится с позицией большинства арабов, не говоря уже об иранцах, которые считают эти две организации вполне легитимными структурами Сопротивления. Если же речь идет о финансовой помощи и поставках оружия шиитским движениям в Ираке, в частности 'садристам', необходимо было признать, что эта организация пользуется немалой популярностью: это в очередной раз продемонстрировали результаты недавних выборов.

Победа Обамы над Маккейном вызвала в арабском мире чувство облегчения и готовность позитивно отреагировать на серьезные изменения во внешней политике США. И медлить с этими изменениями нельзя. Озвученные Байденом старомодные тезисы об 'умеренных', 'экстремистах' и 'поддержке терроризма' могут сорвать аплодисменты в Мюнхене. Однако на улицах Каира и Аммана, не говоря уже о Дамаске и Дженине, они способны лишь развеять и без того хрупкие надежды на лучшее.

__________________________________________

Бремя Байдена ("The Financial Times", Великобритания)

Россия и США - настало время нажать на кнопку Reset ("Postimees", Эстония)

Россия: добрые слова и удар по носу ("The International Herald Tribune", США)

Как добиться потепления в американо-российских отношениях ("Christian Science Monitor", США)