Конкуренция на международном кредитном рынке, искусно созданная украинским правительством, оказалась полезной. Раньше финансово поддерживать нашу страну рвался, в основном, Международный валютный фонд - Украине выделено 16,5 миллиарда, и еще в ноябре прошлого года получен первый транш этого кредита - 16,5 миллиарда. Теперь в числе потенциальных заемщиков также Всемирный банк и Россия. А сам МВФ, довольно скептически оценивавший антикризисную деятельность украинского правительства, в конце концов согласился внести коррективы в Меморандум, подписанный с нашим правительством, а следовательно, и в его экономическую программу. В частности, МВФ уже не настаивает на том, чтобы госбюджет Украины был бездефицитным...
Как отразится эта игра в поддавки, затеянная МВФ, на работе кабмина и, главное, на наших гражданах? Для правительства бездефицитный бюджет - утяжеляющее обстоятельство, ограничивающее его возможность достигать необходимых экономических показателей с помощью инфляционного налога. Для граждан дефицит бюджета, обычно приводящий к росту инфляции, - это, безусловно, смертельная удавка. Хотя в стране, конечно же, есть люди, которым она не страшна и которые именно на инфляции в свое время сделали свои капиталы.
Тем не менее, МВФ, получается, дает нам шанс лечить экономику с помощью широкой кредитной экспансии. Впрочем, этот вывод нуждается в проверке временем, поскольку не исключено, что второй транш упомянутого кредита МВФ может и не поступить - из-за проблем в выполнения Меморандума, а также в связи с непомерно возросшим спросом на кредиты. В этом случае Всемирный банк и Москва станут для Украины своеобразными палочками-выручалочками. ВБ готовит для нас кредит на политику развития, а Россия - свои миллиарды.
Но в отношении последнего кредита в стране возникает слишком много вопросов. Если прежде Украина, как считается, пользовалась 'политической' ценой на российский газ, то теперь, похоже, пришло время для политических кредитов. Не создают ли они угрозу независимости Украины? Такой вопрос сегодня, вполне возможно, задают даже пятиклассники... Ведь и детям понятно, что любой кредит очень редко дают просто по дружбе. Почти всегда он выдается на каких-то условиях, чаще всего коммерческих, поскольку кредитор, как правило, не занимается благотворительностью, а хочет заработать. Поэтому возвращать кредит приходится с процентами. И хуже всего, если кредит обставляется политическими условиями. В нашем случае речь, скорее всего, идет именно о них. В частности, российская сторона, похоже, добивается ратификации так называемого нулевого варианта, то есть договора о разделе имущества бывшего СССР, по которому России отошли все долги и все активы бывшего СССР.
Впрочем, наш премьер-министр, по-видимому, также имеет свое условие к этому кредиту. Юлия Тимошенко, находясь в Мюнхене, заявила, что намерена приложить усилия для примирения Украины и России. Тут очень не хотелось бы проводить исторические параллели, но факт призрачного умиротворения и сегодня имеет место. Словно бы в благодарность за такие намерения, Россия, по словам Тимошенко, дала позитивный ответ на просьбу о кредите 'для покрытия планового дефицита бюджета'.
После январской газовой войны эта благая кредитная весть воспринимается, конечно, неоднозначно. Но чего бояться? Премьер тут же поведала, что адресовала аналогичные просьбы не только России, а чуть ли не всему миру - США, Японии, Китаю, другим странам и руководству Европейского союза. При этом она опровергла сообщения некоторых СМИ о том, что российская сторона выдвинула дополнительные требования. 'Это - неправда', - заявила Тимошенко.
И до чего же много возникает в последнее время инсинуаций вокруг деятельности правительства! Недавно министр финансов излагал их в своем 'засекреченном' обращении к правительству. Теперь вот 'деструктивом' о тайных московских переговорах в очередной раз занялись СМИ. Правительству не остается ничего другого, кроме как заниматься опровержениями. Причем, мягко говоря, в не совсем адекватной форме. А в лагере президента указывают на нежелание министров говорить правду народу.
Оказывается, кредит действительно просили и получили. Но зачем в таком случае отрицали тайные переговоры? И пойдет ли после этого такой кредит на пользу стране?
Об этом 'День' спросил у президента Украинской Ассоциации экономистов-международников Антона Филиппенко. Диверсификация Украиной международного кредитного рынка, по мнению эксперта, - дело хорошее. И дополнительный кредит, если он будет выдан на нормальных, принятых в международном сообществе условиях, никому не помешает. Совсем другое дело - политические условия, если они будут поставлены. Что касается 'нулевого варианта', а также собственности бывшего СССР за рубежом, то это, как уверен Филиппенко, очень серьезные дополнительные экономические условия - огромные деньги, от которых Украина не может так просто отказаться.
А почему Россия, которая не сегодня-завтра намерена секвестировать свой бюджет, идет на этот кредит? Неужели ее к этому побуждают еще и новые теневые схемы, заведенные в украинскую экономику?
*********************
Детский лепет о военных базах (Общественная палата читателей ИноСМИ)
"Майн Кампф" Владимира Ленина (Общественная палата читателей ИноСМИ)
"Превед от Медвед" или Кто виноват, тот и платит (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Скатерть-самобранка по-украински (Общественная палата читателей ИноСМИ)
___________________
Витольд Фокин: "Люди могут выйти на Майдан" ("Газета.ua", Украина)
Газовый спор разрушает доверие к России и Украине ("Handelsblatt", Германия)