Ежегодная мюнхенская конференция по безопасности - это 'между нами, мальчиками'. Вот уже сорок пять лет подряд она собирает вместе членов великого и доброго атлантического альянса. Девочек, как правило, приезжает исключительно мало - в прошедшие выходные в главные героини вышла разве что канцлер Германии Ангела Меркель.
Благодаря тому, что в этой конференции любопытным образом сочетается способность быть 'только для избранных' и 'только для своих', ее всегда воспринимали как площадку, на которой союзники по НАТО могут публично ругать друг друга в свое удовольствие. Каждый год американский военный истеблишмент чистил пушки, готовясь в пух и прах громить своих европейских партнеров за нежелание раскошеливаться на оборону; каждый год европейцы готовились слабо протестовать.
В какой-то степени можно сказать, что и в этот раз произошло то же самое - хотя сейчас регулярно приезжают русские. Например, Сергей Иванов, заместитель российского премьера и бывший министр обороны, уже называет себя 'завсегдатаем' местных посиделок и приезжает, полностью осознавая, что доля ругательств может достаться и ему.
В общем, выбор Мюнхена для первого крупного внешнеполитического выступления вице-президента США Джозефа Байдена (Joseph Biden) оказался вполне уместен. За весьма обнадеживающим лейтмотивом его речи - 'Америке нужен мир в той же степени, в какой, как мне представляется, Америка нужна миру' - скрывался всем знакомый сигнал: хорошо бы Европа все же чем-нибудь нам помогла. Конечно, общее настроение было совсем не то, что в годы Буша. Но, как и тогда, сейчас США стараются убедить союзников делать больше, чем те делают; как и тогда, европейцы стараются найти поводы делать как можно меньше.
Возьмем для примера Николя Саркози, первого главу французского государства, почтившего мюнхенскую конференцию своим присутствием - Это, кстати, само по себе сигнал Вашингтону, и, к тому же, Саркози действительно старается максимально четко оформить возвращение Франции в военные структуры НАТО.
Собственно, в том, что этого хочет сам Саркози, никто не сомневается. Он настроен проамерикански и пронатовски, и его тезис - внутри структур НАТО Франция более независима, чем вне ее. Но дело в том, что сопротивление этому движению исходит изнутри Франции - из рядов его же неоголлистской партии. Скептическую позицию занял даже премьер-министр Франсуа Фийон (Franсois Fillon), поэтому проводить этот проект через Национальное собрание Саркози придется 'в ручном режиме'.
Он заявил, что Европейский Союз и НАТО - это два столпа европейской безопасности и провозгласил, что 'Франция должна улучшать свои связи с НАТО как независимый союзник и свободный партнер США', но, во-первых, Байден явно надеялся на большее, а, во-вторых, Саркози не смог удержаться и дал понять, что ему заранее показывали текст речи американского вице-президента - так что неожиданных и неудобных сигналов из США он мог не опасаться. Байден не выглядел особенно довольным, что все это узнали, но все же 'тепло поприветствовал' возвращение Франции в лоно клуба.
Такое же впечатление оставило выступление германского министра обороны Франца-Йозефа Юнга (Franz Josef Jung) - 'два шага вперед, шаг назад'. Он также решил наговорить приятностей - то есть пообещать больше помогать Америке в Афганистане. Юнг заявил, что Германия утроит средства, выделяемые на обучение афганской полиции - но добавил: 'Мы слишком часто зацикливаемся на чисто военных темах', имея в виду, что США требуют выделять больше солдат на передовую. А по этой теме всем понятно, что как Меркель, так и ее партнеры из социал-демократов, которым в сентябре предстоят общенациональные выборы, сделают все, чтобы проекты отправки новых солдат куда-либо вообще не обсуждались в бундестаге.
Итак, если коротко, то получается следующее: американцы хотят говорить об Афганистане и превращении НАТО в некую глобальную полицию. Европейцы хотят говорить об отношениях с Россией, об энергетической безопасности и о глобальном потеплении. А русские просто хотят, чтобы их больше уважали.
Конечно, над форумом висела туча, в тень которой попали все присутствующие - глобальный экономический кризис. Если обе стороны Атлантики свалятся в торговый протекционизм, разрыв между двумя берегами океана станет еще шире. Даже самые реальные опасности глобальной депрессии, хоть и требуют концентрации внимания на общих целях и проектах, показывают, что ни Афганистан, ни Иран, ни Ирак таковыми не являются.
____________________________________________
Кремль переигрывает НАТО ("The Washington Times", США)
Байден даже протянул руку России . . . ("The Financial Times", Великобритания)
' Смотри, Володька, мы опять даем отпор этим паршивым американцам!' ("Salon24", Польша)