МОСКВА - В России Владимира Путина настолько усилился контроль и регулирование, что для начала экономического восстановления крайне важным элементом может оказаться политическая и экономическая либерализация. Об этом заявил в понедельник близкий помощник президента Дмитрия Медведева.
Председатель правления Института современного развития и близкий помощник Медведева Игорь Юргенс сделал смелое признание в том, что Россия больше не может возлагать вину за свой экономический кризис на западные банки, как это делали осенью российские власти.
По его словам, не выраженная словами сделка новейшей российской политики - экономическая стабильность в обмен на свертывание политических свобод - начинает давать трещины.
"Общественный договор заключался в сокращении гражданских прав в обмен на экономическое благосостояние, - заявил Юргенс, представляя в понедельник доклад об ответных действиях России в условиях глобального экономического спада, - в настоящий момент экономическое благосостояние уменьшается. Соответственно, гражданские права должны расширяться. Это простая логика".
На прошлой неделе агентство Fitch Ratings понизило суверенный рейтинг России, и теперь до уровня, который считается 'неинвестиционным', осталось всего две ступени вниз. В качестве причины оно назвало низкие цены на сырьевые товары, отток капитала и быстрое истощение резервов.
Российский премьер-министр Владимир Путин, очевидно, в качестве реакции на решение Fitch Ratings, заявил в понедельник на совещании кабинета министров, что для работающих в России рейтинговых агентств будет введено требование о получении аккредитации.
Он пожаловался на "полную зависимость российского бизнеса от международных рейтинговых агентств" и сказал, что Россия должна создавать свои собственные агентства, которые "в своих оценках смогут более полно учитывать специфику российского рынка".
Пока не ясно, были ли замечания Юргенса отражением взглядов Путина, Медведева, или это было проявление расхождений между ними. В силу своего положения Медведев как будто должен обладать большей властью, однако считается, что он и Путин управляют страной вместе. Поэтому непонятно, у кого из них власти больше.
Юргенс известен как либеральный экономист.
В отрезвляющем докладе Юргенса о перспективах России отмечается, что страна будет вынуждена предоставить более широкие права собственности, снизить зависимость от экспорта природных ресурсов и коренным образом перестроить свою недомогающую банковскую систему.
Эти неожиданные высказывания показали, что ухудшение экономической ситуации в России, и в том числе, уменьшение ее резервов, настоятельно требует пересмотра курса нынешнего руководства.
Когда в период бурного роста цен на нефть и природный газ доходы от их продажи быстро увеличивались, характерной чертой российской экономики было ужесточение государственного контроля, особенно в энергетическом секторе. Однако общемировой спад в экономике и тяжелая нагрузка на государственные денежные ресурсы, видимо, заставили часть политического руководства пересмотреть свои позиции.
Дело в том, что Россия вынуждена в основном полагаться на собственные силы. Проводя жесткую внешнюю политику и имея неоднозначное кредитное досье, Россия имеет мало шансов на получение от иностранных банков заемных средств, которые понадобятся ей для преодоления бюджетного дефицита в период спада. Это лишает ее денег, необходимых для оказания государственной помощи в осуществлении такой деятельности как развитие инфраструктуры и покрытие долгов корпораций. Москва может просто включить денежный станок, но рубль от этого упадет еще ниже, подстегнув инфляцию. Поэтому Россия должна полагаться на собственные резервы, которые уже уменьшились на треть.
Ожидается, что по сравнению с прошлым годом доходы от экспорта снизятся наполовину. Фондовый рынок обрушился почти на 80 процентов с момента пикового показателя, а уровень безработицы с лета прошлого года поднялся на три процента. Если летом доллар стоил 23,4 рубля, то теперь за него дают 36,1 рубля. Это барьер, установленный Центробанком, и банк его удерживает.
Политика государства по поддержке рубля с одновременным оказанием помощи очутившимся в беде частным компаниям создала некий порочный круг, который еще больше понизил курс российской валюты.
По словам экономистов и политиков, люди все больше осознают, что российские банки и коммерческие предприятия использовали значительную часть выделенной государством многомиллиардной денежной помощи для спекулятивных операций с рублем. А это привело к тому, что стоимость такой помощи для государства еще больше возросла. В результате российские резервы истощаются гораздо быстрее, чем предполагалось.
В самом начале финансового кризиса, который осенью только набирал обороты, российские власти лишь недоуменно пожимали плечами. В конце концов, страна купалась в нефтедолларах и имела третьи в мире золотовалютные резервы, уступая лишь Японии и Китаю. Правительство, уверенное в том, что резервов у него вполне достаточно, чтобы выдержать любой шторм, вкачивало деньги в многочисленные компании и банки, а также вело безнадежную битву по поддержанию рубля.
Российские власти "все еще были склонны считать, что денег у них больше, чем у Всевышнего", заявил вчера в телефонном интервью экономист из московского отделения Goldman Sachs Рори Маркфаркуар (Rory MacFarquhar).
Но сейчас многое говорит о том, что Кремль понимает: он больше не может одновременно оказывать помощь компаниям и поддерживать рубль. Похоже, что в руководстве страны по этому поводу возник конфликт.
После отчаянных попыток поддержать рубль, в результате которых было потеряно больше трети из резервных средств, составлявших 597,5 миллиарда долларов, Центробанк отказался от политики контролируемой и постепенной девальвации. 22 января руководство банка заявило, что позволит рублю свободно падать в пределах 10 процентов. Но после этого банк сообщил, что будет поддерживать рубль на таком уровне бесконечно.
На прошлой неделе главный человек в кабинете министров по борьбе с экономическим кризисом - заместитель премьер-министра Игорь Шувалов дал понять, что правительство будет проводить именно такую политику. Выступая на экономическом форуме в Москве, он заявил, что правительство откажется от помощи промышленности и сократит бюджет, что позволит России сохранить резервы для поддержки рубля.
Однако пока до конца не ясно, откажется ли на самом деле правительство Путина от поддержки лояльных олигархов и политически важных, но терпящих неудачу предприятий и отраслей.
Так, в четверг, буквально через день после выступления Шувалова, кремлевский помощник Аркадий Дворкович заявил на той же самой конференции, что бюджет сокращаться не будет, и что правительство продолжит играть "активную роль" в стимулировании экономики.
В понедельник Юргенс вновь сказал, что государство сократит объемы кредитов для олигархов, обеспеченных акциями их компаний, хотя в начале экономического кризиса именно такая тактика была характерна для российского правительства.
"Раздувание государственного участия в экономике, поддержка неэффективных предприятий и атрофия рыночных институтов представляет большую опасность как для настоящего, так и для будущего", - заявил он.
_________________________________
Россия в полной мере ощутила силу мирового экономического шторма ("The Independent", Великобритания)
Удары кризиса: в России начинают шириться протесты ("The Independent", Великобритания)
Кризис проверяет путиномику на прочность ("The Moscow Times", Россия)
Кризис дошел до России: падение цен на нефть ведет к социальным волнениям ("The Wall Street Journal", США)
Проблемы российской экономики девальвируют власть Владимира Путина ("The Times", Великобритания)
Политика Кремля углубляет кризис в России ("Handelsblatt", Германия)
* * * * * * * * * * * *
Детский лепет о военных базах (Общественная палата читателей ИноСМИ)
"Майн Кампф" Владимира Ленина (Общественная палата читателей ИноСМИ)
"Превед от Медвед" или Кто виноват, тот и платит (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Скатерть-самобранка по-украински (Общественная палата читателей ИноСМИ)