Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия вступает в бой за постсоветское пространство

Есть шанс, что сегодняшняя дуга 'сдерживания России' в ближайшие годы распадется

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Несмотря на серьезные проблемы, которые испытывает Россия в связи со своей монопрофильной экспортной ориентацией и слишком большого доверия, оказанного ею американской финансовой системе, события показывают, что у нее уже есть потенциал для 'субконтинентального' лидерства и для создания стратегических союзов на континенте и за его пределами.

Закрытие американской военной базы Манас в Киргизии (кстати, обладающей прекрасным веб-сайтом) еще окончательно не состоялось, поскольку формально этот вопрос решается парламентским голосованием. И, похоже, что Вашингтон не успевает ничего противопоставить действиям киргизского руководства.

Сначала США заявили, что будут бороться за сохранение своего военного присутствия в этой стране, ключевой для переброски в Афганистан еще 30 000 военных. По крайней мере, именно такие планы строит в отношении Афганистана администрация Обамы. Но ритуальных заклинаний о защите демократии не последовало - американцы бодрились, заявляя, что не очень-то им и нужен Манас, к которому, они, правда, привыкли как к базе в штате Коннектикут. Впрочем, Курманбек Бакиев настроен серьезно - солидный пакет финансовой помощи ($1,7 млрд. в инвестициях - речь идет о строительстве Камбаратинской ГЭС-1 и 150 миллионов в прямой помощи) является стратегическим основанием для смещения баланса в сторону России. И не только в Киргизии.

Возвращение империи

Трудно не согласиться с заместителем директора российского Совета по внешней и оборонной политике Дмитрием Сусловым, сказавшим, что политика экономической помощи в обмен на соблюдение геополитических интересов России - явление отрадное. И впрямь - наконец-то! Серьезные стабилизационные займы получили от России и другие союзники по ОДКБ - Белоруссия и Армения. Россия также выступает главным спонсором разрешения проблем между Узбекистаном и Таджикистаном в аспекте гидроэнергетики, имеющей для региона жизненно важное значение. Внешнеполитические тенденции на пространстве бывшего СССР указывают на то, что в ближайшем будущем отношения с Россией станут приоритетом номер один в дипломатии Молдовы и Туркменистана. И похоже шум в отечественных СМИ по поводу переговоров украинского правительства о масштабном российском займе в $5 млрд. для формирования стабфонда бюджета Украины - неспроста.

После подписания соглашения о формировании в рамках ОДКБ коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), Дмитрий Медведев уже успел сообщить, что 'русское НАТО' будет не хуже американского (конечно, его слова - да Богу в уши), Николя Саркози в Мюнхене - о том, что Россия не представляет никакой угрозы для Запада (заинтересованная в стратегическом партнерстве с Россией, Франция намеренно снижает резонанс событий), а генсек НАТО Схеффер разразился истерикой по поводу российского предложения - Пакта о безопасности в Европе. Господина Схеффера нетрудно понять, как не раскипятиться-то, когда за его спиной Барак Обама подсылает к Дмитрию Медведеву Генри Киссинджера поговорить о разоружении (план предполагает сокращение арсеналов США и России до тысячи боезарядов), а вице-президент США Джозеф ('Джо') Байден избрал примирительный тон для своего выступления в Мюнхене? Что же происходит?

Отход на укрепленные рубежи

Естественно, даже на риторическом уровне США своих базовых позиций не сдают - дверь для членства в НАТО для Украины и Грузии не закрыта (об этом зачем-то вновь сказала фрау Меркель, видимо, испытывая чувство вины перед своими правыми избирателями), Вашингтон - гарант соблюдения прав человека во всем мире, и так далее, и тому подобное. Но Обаме критически необходимы внешнеполитические успехи, ведь республиканцы уже собрались с силами и даже предложили альтернативный план антикризисных реформ, который может стоить налогоплательщикам вдвое дешевле, чем пакет демократов.

Афганистан (не Ирак, не Палестина, не Восточная Европа) - вот ключевое направление Белого дома Обамы. Разгром талибов и других группировок в этой памятной для граждан бывшего СССР стране - невозможен без полноценного участия России. Создание КСОР и решение президента Киргизии в отношении базы в Манасе - красноречивое подтверждение вышесказанному. Кстати, можно быть уверенным, что США просто так не сдадутся и попытаются навести порядок в Пакистане (тем более, что не лежит у Барака Обамы сердце к этой стране, свидетельством чему служат некоторые его заявления), чтобы доказать, что у них есть альтернатива среднеазиатскому пути в Афганистан. Впрочем, договариваться с Россией явно дешевле. Поэтому Джозеф Байден и подчеркнул, что США будут пытаться убедить Россию в том, что НАТО не представляет для нее угрозы, как и размещение элементов американской ПРО в Европе.

Думается, лучшим аргументом в пользу американской версии смысла существования НАТО и ПРО будет приглашение в НАТО России (не так давно звучавшее весьма зондирующим образом из уст возможного будущего генсека НАТО Александра Квасьневского) и размещение ПРО не в Чехии, где против массово выступает народ, а в азербайджанской Габале. Не преминем заметить, что для Баку это был бы уникальный шанс занять особое положение в регионе, все более стискиваемом между НАТО и ОДКБ (в которую Азербайджан, естественно, не вступит, поскольку карабахский вопрос для него не решен, а Армения является членом этой организации).

Надо сказать, что, опираясь на исторический опыт, даже в условиях объединенных действий против талибов, победа в Афганистане остается фигурой из области рассуждений. Тем не менее, блицкриг после 11 сентября 2001 года удался лишь потому, что США и Россия действовали сообща. В российских экспертных кругах идея 'возвращения России в Афганистан' тоже набирает обороты. Очевидно, что американо-российский союз против сил, дестабилизирующих эту часть Азии, не является невозможным лишь при искреннем отходе Вашингтона на укрепленные рубежи: остановка расширения НАТО на восток, общая система ПРО и конструктивные предложения в аспекте разграничения (или слияния - проект 'Большого Севера') зон влияния. Надо сказать, что для рядового американского избирателя эти вопросы сегодня на втором месте после экономического кризиса. Но не для республиканской оппозиции, которая, используя внешнеполитическую демагогию, может через два года лишить Обаму большинства в законодательной власти, если, конечно, президент-демократ не преуспеет в вопросе стабилизации американской экономики.

Поэтому и отправился Генри Киссинджер в новое 'челночное путешествие' (ими он прославился в бытность свою госсекретарем при Никсоне), чтобы 'столковаться' с русскими, определить рамки компромиссов, на которые в будущем могут пойти США. Для того же, чтобы сделать эти компромиссы более вероятными и приближенными во времени, и создано 'русское НАТО', какими бы протокольными благоглупостями не маскировался процесс нового блокирования в Евразии. Ведь настоящий выбор был сделан еще в прошлом году, когда на учения ШОС впервые не был допущен американский представитель.

Украинский вопрос

В контексте этого нового блокирования в Евразии и налаживания мостов между Вашингтоном и Москвой украинской вопрос в Европе вновь обостряется. Украина и Грузия представляют теперь своеобразный 'огрызок' того бастиона, который бушисты трепетно выстраивали в Восточной Европе, начиная с 2008 года, когда Дональд Рамсфельд назвал страны, поддержавшие американскую интервенцию в Ирак, 'новой Европой'. Усталым идейным спонсором этого 'огрызка', как выяснилось в Мюнхене, остается Польша, чей премьер Дональд Туск, к сожалению, поддержал дальнейшее сотрудничество с Вашингтоном в рамках ПРО.

Впрочем, США при ушедшем президенте весьма солидно профинансировали лояльность Польши, так что тут, как говорят в отечественном бизнесе, 'без обид'. Украина же подписала с Бушем очередное глобальное соглашение о сотрудничестве по вопросам обороны. Не это ли обстоятельство вдруг побудило Юлию Владимировну рассказать в Мюнхене об 'углублении сотрудничества' с НАТО, рискуя потерять интерес Кремля к выделению пяти миллиардов долларов? Так ведь поляки делают это хотя бы за деньги, а украинцы - зачем?

Понятно, что все ждут, как выразился в интервью '2000' Леонид Кучма, 'смены караула'. Подчеркнем, однако, что конструктивных ходов у Киева на глобальной шахматной доске - всего два.

Первый - это встраивание в формирующуюся архитектуру безопасности на континенте в определенной роли, которую мы выше очертили как перспективную для Азербайджана, в связи с чем не лишним было бы вспомнить о предложении нынешнего посла Украины в России Константина Грищенко о трехстороннем (Украина, Россия, США) использовании военной инфраструктуры на Черноморском побережье (РЛС в Севастополе). Сегодня эту тему подзабыли - а зря. 'Новая Евразия' со специальной ролью Баку и Киева под 'крышей' пакта о безопасности в Европе или глобального НАТО, включающего Россию (конечно, тогда оно будет называться по-другому, что, кстати, давно назрело - уже сегодня 'побережьем' организации являются три океана, а не один), по моему мнению, является лучшим выходом для Украины из ситуации опасной геополитической напряженности в регионе.

Второй путь - это приобретение Украиной членства в ОДКБ. Надо сказать, что лично автор продолжительное время со скепсисом рассматривал 'восточное измерение' в аспекте обеспечения безопасности Украины, поскольку долгий период реальная, осязаемая политика России в СНГ была явлением эпизодическим. Тем более, что в ОДКБ и сейчас продолжают сохраняться проблемы - в частности, нынешняя размолвка белорусских и российских дипломатов по вопросу трактовки белорусского законодательства об участии белорусских военнослужащих в боевых действиях за рубежом. Но, похоже, времена меняются - Россия намерена вернуть свое влияние на постсоветском пространстве, и не с помощью ритуальных заклинаний, а путем долгосрочных инвестиций, как это делали в 90-е в этом регионе США и Западная Европа.

Кроме того, патриотически настроенные политики в любой стране, не обладающей сегодня ядерным оружием и/или достаточной военной помощью, стараются проложить курс своего корабля так, чтобы в момент очередного спора, так сказать, о 'принадлежности шельфа', корабль их государства находился в составе сильного, а не слабого флота. Несмотря на серьезные проблемы, которые испытывает Россия в связи со своей монопрофильной экспортной ориентацией и слишком большого доверия, оказанного ею американской финансовой системе (в этом она, конечно, не одинока), события показывают, что у нее уже есть потенциал для 'субконтинентального' лидерства и для создания стратегических союзов на континенте и за его пределами.

Более того, этот потенциал начал реализовываться - а значит, есть шанс, что сегодняшняя дуга 'сдерживания России', 'буферная зона', в ближайшие годы распадется. А НАТО обретет некий новый смысл своего существования - и новое название, вместе с Россией. Какие слова должно будет сказать и какие действия должно будет предпринять новое руководство Украины в 2010 году, чтобы прекратить жизнедеятельность 'огрызка бушизма' в Восточной Европе - вопрос ближайшего будущего.

Понятно, что актеры театра, представляющие в нашей стране атлантический лагерь, еще долго не уймутся, набирая в ладони средства из обмелевших грантовых ручейков НАТО и госдепа США, - но выковыривать из концепций русофобию им могут повелеть уже в самом Вашингтоне. Большая игра за кубок Украины началась и всем заинтересованным сторонам стоит помнить - скупой платит дважды.

****************

Город русских террористов (Общественная палата читателей ИноСМИ)

США, Европа и особенно Германия могут поблагодарить Гитлера (Общественная палата читателей ИноСМИ)

У нас, у патриотов, - пИндосы (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Ей-богу, они опять пропьют Россию! (Общественная палата читателей ИноСМИ)

_______________

Кремль переигрывает НАТО ("The Washington Times", США)

Почти НАТО, только с таджиками ("Газета 24", Украина)