Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Экономическая свобода это по-прежнему лучшая политика

Реформаторы в Центральной и Восточной Европе и сегодня указывают путь к развитию

Экономическая свобода это по-прежнему лучшая политика picture
Экономическая свобода это по-прежнему лучшая политика picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия медленно осуществляла свои экономические реформы и укрепляла авторитарное государство. Экономический кризис ударил по ней особенно сильно. Агрессия России против Грузии в августе прошлого года и январская газовая война с Украиной еще больше усугубили кризис, ухудшив положение населения страны. Доверие иностранных инвесторов исчезло, и капитал быстро уходит из России...

Говорят, единственное, чему люди учатся у истории, это то, что они ничему у нее не учатся. Глядя на то, как мир борется с нынешним экономическим кризисом, приходится с горечью признать, что данный афоризм верен.

Мировые лидеры забыли, как крах на Уолл-стрит в 1929 году привел к общемировой депрессии. Крах этот произошел не из-за сбоев рыночного механизма, а в результате ошибок тех государств, которые пытались защитить свои национальные экономики и рынки. Рынку не позволили вносить свои собственные коррективы. И государственное вмешательство лишь продлило кризис.

Мы можем надеяться на то, что не все ошибки 30-х годов будут повторены, хотя уже сегодня отмечаются негативные признаки нового государственного интервенционизма. Однако понятно, что прошлые течения вновь возвращаются. Капитализм объявили почившим в бозе, Марксу возносят похвалы, и во всех провалах и неудачах винят невидимую руку рынка. Но это несправедливо. Неудачу потерпели не рынки, а государства, не сумевшие сыграть свою роль "видимой руки", которая создает и гарантирует сохранение рыночных правил. Ярким примером таких неудач стало слабое регулирование банковского сектора и масштабное кредитование, поощряемое государством.

В то же время, совершенно ясно, что невидимая рука рынка по-прежнему указывает нам на выход из кризиса. Это легко понять, если мы взглянем на то, как находящиеся на переходном этапе посткоммунистические страны решают проблемы экономического кризиса. После краха коммунизма страны Центральной и Восточной Европы, а также Балтии приступили к осуществлению ряда радикальных реформ и добились выдающегося экономического роста. Некоторые из этих стран полагались на невидимую руку больше, другие меньше. В итоге отличаются не только результаты их реформ, но и степень воздействия на них экономического кризиса.

В 90-е годы самые радикальные и успешные реформы осуществляли три страны Балтии: Эстония, Латвия и Литва. Открытый рынок, экономическая либерализация, быстрая приватизация, стабильная валюта, фиксированные налоги - все это стало фирменным знаком "балтийских тигров". В начале нового тысячелетия страны Балтии начали ощущать результаты своих реформ. Темпы экономического роста достигли 11-12 процентов в год. Если в 1992 году уровень жизни в этих странах составлял 15-20 процентов от среднеевропейского, то теперь он повысился до 60-70 процентов.

Однако период быстрого роста, к сожалению, не всегда является временем правильных решений. Правительства подумали, что теперь они могут себе позволить создать общество всеобщего благоденствия по западному образцу, потому что экономика развивалась столь прекрасно. Консервативная финансовая политика была ослаблена, власти стали поощрять кредитование, шанс присоединиться к еврозоне был упущен, а социальные расходы выросли настолько, что экономика была не в состоянии с ними справиться. Добавьте к этим ошибкам коррупцию, слабую государственную власть и недостаточный контроль банковского сектора - и результаты оказались плачевными - в первую очередь, в Латвии, которой пришлось брать заем у МВФ. Страны с более эффективной видимой рукой, такие как Литва и Эстония, живут намного лучше. Эстония сокращает почти 10 процентов своего государственного бюджета, больше рассчитывая на рынок, чем на государственное вмешательство. Она надеется удержать свои финансы под контролем, чтобы к 2011 году вступить в еврозону.

В некоторых странах Центральной и Восточной Европы ситуация даже лучше. Хотя Еврокомиссия в прошлом месяце выступила с прогнозом о том, что экономика еврозоны в текущем году сократится на 1,9 процента, для большинства новых стран-членов ЕС прогнозируется дальнейший экономический рост. Самые позитивные тенденции существуют в странах, которые воспользовались балтийским опытом и провели у себя радикальные экономические реформы. Они учли даже ошибки стран Балтии - и не стали пытаться разбогатеть слишком быстро. Самый "лучший" реформатор в Центральной и Восточной Европе - Словакия - ввела универсальную фиксированную ставку налогообложения в 19 процентов и осуществила ряд других реформ. Это дало ей возможность в прошлом месяце вступить в еврозону. Еврокомиссия прогнозирует, что в этом году у Словакии будут самые высокие темпы роста в Европе, составляющие 2,7 процента. В то же время Венгрия, которая очень осторожно и осмотрительно осуществляла у себя реформы, пострадала от кризиса серьезнее, чем более решительные реформаторы. Теперь она, как и Латвия, очень сильно зависит от МВФ.

Та же самая картина наблюдается в бывших советских республиках. Россия медленно осуществляла свои экономические реформы и укрепляла авторитарное государство. Экономический кризис ударил по ней особенно сильно. Агрессия России против Грузии в августе прошлого года и январская газовая война с Украиной еще больше усугубили кризис, ухудшив положение населения страны. Доверие иностранных инвесторов исчезло, и капитал быстро уходит из России.

Грузия, с другой стороны, проводит совершенно иную политику. Она борется с коррупцией, укрепляет демократические институты и поддерживает благоприятный климат для бизнеса. По этому показателю Всемирный банк поставил ее на 18-е место в мире. Усиление эффективности видимой руки позволило Грузии с доверием относиться к невидимой руке рынка. И это, несмотря ни на что, помогает ей сегодня с удивительной легкостью преодолевать последствия российской агрессии. Как и остальной мир, Грузия пострадала от рецессии. Но ее правительство отреагировало на это не повышением налогов, а их снижением. И оно продолжает идти по пути реформ. Согласно последнему докладу МВФ, действия Грузии в условиях кризиса оказались намного успешнее, чем можно было ожидать.

Итак, мы видим, что свобода по-прежнему действует. И отход мира от свободы выбора с восстановлением власти старшего брата в лице государства - это неправильный ответ на наши сегодняшние проблемы.

Март Лаар - премьер-министр Эстонии с 1992 по 1994 год и с 1999 по 2002 год. В настоящее время является советником правительства Грузии по экономическим вопросам.

__________________________________

Российские лидеры доводят русского медведя до нищеты ("The Globe And Mail", Канада)

Россия в полной мере ощутила силу мирового экономического шторма ("The Independent", Великобритания)

По Европе катится новая эпоха бунтов и беспорядков ("The Times", Великобритания)

Центральная Европа и медведь ("Japan Times", Япония)

Востоку, как и Западу, нужно убежище на время кризиса ("The Financial Times", Великобритания)

* * * * * * * * * * * * * * * *

Герои Бадабера (Общественная палата читателей ИноСМИ)

"Они все тут и погибнут" (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Молчание о будущем (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Бог против науки (Общественная палата читателей ИноСМИ)