Как-то раз этой зимой на московский вокзал прибыл поезд, полный рабочих-мигрантов из Узбекистана. Их встретила толпа в сто человек, размахивавшая плакатами с такими надписями: "Нелегалы, убирайтесь отсюда!" и "Нелегальный иммигрант это вор". Организовала демонстрацию молодежная фракция правящей партии "Единая Россия" под названием "Молодая гвардия". Эта организация заявляет, что ее задача - помочь российскому премьер-министру Владимиру Путину в реализации плана по обузданию наплыва иностранных рабочих в Россию. "Партия отвечает за исполнительную и законодательную политику, - говорит начальник центрального штаба организации "Молодая гвардия" Андрей Татаринов, - а мы несем ответственность за то, чтобы эта политика вышла на улицы".
Такая политика знаменует собой крутой разворот для России, которая еще совсем недавно официально приветствовала иммигрантов - если не с распростертыми объятиями, то, по крайней мере, с неохотным одобрением. После распада Советского Союза между большей частью бывших советских республик не существует ограничений на перемещения людей, хотя количество квот на иностранную рабочую силу меняется год от года. Масштабное строительство и бум потребления в России, вызванные довольно длительным периодом устойчивого экономического роста, привели к созданию миллионов рабочих мест - в основном для рабочих невысокой квалификации. Их с благословения властей быстро заполнили гастарбайтеры с Украины, из Узбекистана, Молдавии и Киргизии. В результате этого Россия в прошлом году заняла второе место в мире (после США) по количеству иностранной рабочей силы, приняв у себя почти 7 миллионов трудовых мигрантов - 2,8 миллиона легальных, и около 4 миллионов нелегальных.
Но по мере усиления спада в российской экономике армия иммигрантов имеет все шансы пострадать от этого больше других, поскольку неблагоприятная реакция на чужаков (а они еще с царских времен являются проверенными временем козлами отпущения) набирает силу. За прошлый год количество нападений на иностранцев резко возросло. Московская неправительственная организация "Сова", отслеживающая преступления на почве ненависти, сообщает о том, что в 2008 году в результате расистских нападений 96 иностранцев было убито и 410 ранено. Это почти трехкратное увеличение по сравнению с предыдущим годом. Возглавляющий эту организацию Александр Верховский говорит о том, что расистские банды вооруженных "виджиланте" "разгуливают по улицам, закрыв лица черными шарфами", и нападают на иммигрантов, терроризируя их. По его словам, милиция практически ничего не делает, чтобы остановить этих людей.
Своя ужасная история есть почти у каждого нелегального иммигранта. 26-летний иммигрант из Таджикистана Боря Жан рассказывает, что прошлой осенью проработал 18 дней на строительстве дачи для богатой московской семьи в 150 километрах от столицы. Когда он попросил обещанные ему 20000 рублей (843 доллара), наниматель просто вышвырнул его на улицу, не заплатив ни копейки. Есть и более ужасающие случаи. Так, в декабре в мусорном контейнере в одном из районов Москвы была найдена отрубленная голова таджикского рабочего. А в октябре на ультранационалистических вебсайтах появились страшные видеокадры, на которых говорящие по-русски мужчины в масках отрубают головы двум иммигрантам. Альберто Андреани (Alberto Andreani), координатор финансируемого ЕС проекта 'Предотвращение торговли людьми в РФ', говорит о том, что в России ежедневно жертвами принудительного труда становятся 300 человек.
Официальная российская политика по отношению к иммигрантам также совершила резкий скачок в сторону антииммигрантского популизма. Поскольку в условиях усиления экономического кризиса ожидается существенный рост безработицы, Путин объявил в декабре, что квоты для иностранных рабочих будут урезаны наполовину - с 4 до 2 миллионов человек. Российская Государственная миграционная служба жалуется, что коррумпированная милиция и чиновники сегодня постоянно обирают иностранных рабочих. ""Россия только для русских" - вот что я все чаще слышу от националистических движений и даже от представителей власти", - говорит лидер фракции "Единая Россия" в Московской городской Думе Игорь Елеференко.
Важным показателем антииммигрантских настроений во власти является ее отношение к ультранационалистическому Движению против нелегальной иммиграции (ДПНИ). Летом 2007 года милиция арестовала группу громил из ДПНИ, которые избивали иностранцев в Санкт-Петербурге. Но прошлым летом этому движению разрешили провести несколько демонстраций в Москве и Санкт-Петербурге. Сегодня лидер ДПНИ Александр Белов хвастается, что "наконец-то нас услышали - правящая партия разделяет нашу озабоченность по поводу количества иностранных иммигрантов в России". Он сообщает, что, как и "Молодая гвардия", его движение планирует готовить "группы бдительности", которые будут помогать милиции в поиске нелегалов.
Кроме людских потерь, есть и потери экономические. В прошлом году на долю иностранной рабочей силы приходилось 6 процентов выпущенной в России продукции, и спрос на такую рабочую силу будет только расти. Численность трудового населения России с конца 80-х годов неуклонно сокращается в результате высокой смертности и катастрофически низкой рождаемости. Федеральная служба государственной статистики дает такую оценку: численность трудовых ресурсов страны в предстоящие семь лет сократится примерно на 8 миллионов человек. В августе президент Дмитрий Медведев говорил о "трудовом голоде" в России. "Эта проблема масштабнее всех других проблем из числа тех, с которыми мы столкнемся в предстоящее десятилетие", - заявляет экономист Евгений Ясин.
Но ущерб уже нанесен. Проведенное в прошлом году Международной организацией по миграции (International Organization for Migration) исследование показало, что 76 процентов иммигрантов не намерены оставаться в России дольше, чем на несколько лет, или привозить сюда свои семьи. В новой обстановке враждебности исход рабочей силы может оказаться таким же драматичным, как и ее наплыв. А те иммигранты, которые решат остаться, будут пожинать все больше гроздьев гнева россиян из-за усиливающейся безработицы и бедности.