Владивосток, Россия - Когда-то Владимир Кириллов, Виталий Шукшин и другие 'заговорщики' мало интересовались политикой. Как и многие на российском Дальнем Востоке, они торговали подержанными японскими машинами, и бизнес шел совсем неплохо. Но потом правительство отреагировало на финансовый кризис резким повышением пошлин на подержанные иномарки.
И так зародилось разрастающееся протестное движение, от которого можно было бы презрительно отмахнуться, назвав его 'бунтом перекупщиков', если бы не тот факт, что оно, как и другие немногочисленные проявления общественного недовольства в последние годы, по всей видимости, крайне озаботило Кремль.
За последние два месяца во владивостокских демонстрациях автодилеров приняли участие тысячи людей - больше, чем в мероприятиях, организованных в других регионах России либеральными оппонентами Владимира Путина. В конце декабря власти настолько встревожились, что пошли на экстраординарные меры, отправив на разгон одного из митингов спецподразделения ОМОНа из Москвы во Владивосток, до которого девять часов лета.
Некоторых участников избили и ненадолго арестовали, а другие сообщали о получении угрожающих телефонных звонков из спецслужб, которые приказывали им прекратить критику в адрес властей.
Высокопоставленные чиновники изображают организаторов своекорыстными злодеями, контролируемыми иностранными агентами, которые хотят отделения этого региона от России. Однако, на самом деле, Кремль, по-видимому, озабочен тем, что возмущение ростом пошлин перекинется на широкие слои населения - и выльется в более масштабную негативную реакцию на меры правительства по преодолению финансового кризиса.
'Надо менять политическую и экономическую систему, - говорит 37-летний Кириллов, продающий подержанные японские машины в этом портовом городе на холмах с множеством авторынков. - У нас в России не гарантировано самое важное право - право зарабатывать себе на жизнь. В этом простой народ нас поддержит'.
Кириллов говорит, что он был одним из тех организаторов, которым представители спецслужб недавно сделали предупреждение: больше протестов не проводить. Сухинин (36), продающий машины на соседнем авторынке, говорит, что ему еще не звонили, но он ожидает звонка. 'Если говоришь откровенно, то можешь очень дорого поплатиться, - говорит Сухинин. - Все недовольны, все без исключения'.
Когда в экономике наблюдался устойчивый рост, правительство Путина пользовалось поддержкой масс, а оппозиция оказалась на обочине политической жизни. Теперь, когда настали трудные времена, можно предполагать, что события на Дальнем Востоке будут иметь широкий резонанс. А высокопоставленные чиновники, безусловно, сознают, что этот приморский регион, граничащий с Китаем и Северной Кореей, исторически склонен к политической нестабильности в силу своей удаленности от Москвы.
Напряженность нисколько не спала, и в конце января на очередную демонстрацию во Владивостоке собралось более тысячи человек. Стремясь заработать политический капитал на споре вокруг пошлин, к ним примкнула Коммунистическая партия. Демонстранты скандировали: 'Путин, в отставку!' и держали в руках карикатуры на премьер-министра Путина и президента Дмитрия Медведева.
Спецслужбы, по-видимому, вразумленные той оглаской, которую получили факты насилия в декабре, пристально следили за этим мероприятием, но не вмешивались.
Политологи осторожно замечают, что эти протесты еще слишком рано называть потенциальной угрозой Кремлю. На Дальнем Востоке проживает около 5 процентов населения России, и неясно, насколько эти события отразятся на жизни остальной страны.
Однако даже депутаты местного законодательного собрания от партии Путина открыто возражают против повышения пошлин. Этот исключительный пример несогласия подчеркивает глубину недовольства.
Прогулки по Владивостоку достаточно для того, чтобы понять, почему повышение тарифов произвело такой эффект. Люди с удовольствием разъезжают на подержанных японских машинах, говоря, что они гораздо качественнее российских.
В результате, на улицах происходит нечто парадоксальное - подержанные 'тойоты', 'хонды' и другие японские машины с правым рулем едут по левой стороне. Очень редко можно встретить российскую машину.
Видимо, логично, что ширящееся недовольство возникло по поводу машин, которые в постсоветской России стали мощным символом своего рода личных свобод, которые были недоступны при коммунизме. Число автовладельцев резко увеличилось, вырос объем как производства автомобилей в стране, так и импорта.
Но финансовый кризис сильно ударил по отечественным автозаводам, которые расположены в более населенных районах страны. Чтобы помочь им, Кремль резко повысил пошлину на подержанные иномарки - в некоторых случаях до 30 процентов.
Дилеры Владивостокского авторынка 'Зеленый угол' говорят, что повышение пошлины вкупе с обесцениванием рубля оказало разрушительный эффект на продажи.
По словам дилеров, в последние годы промышленная база региона ослабла, и даже у рыболовецкого флота дела идут плохо. Они указывают на то, что автомобильная отрасль создает более 100 000 рабочих мест для тех, кто импортирует, обслуживает, перегоняет и продает машины.
'Пошлина просто стала катализатором, - говорит Владимир Курносенко (41), еще один автодилер. - Здесь нет предприятий; все заводы развалились. Для того, чтобы прокормиться - поскольку здесь нет других заводов, предприятий и так далее - нам пришлось пойти в автомобильный бизнес'.
Губернатор Приморского края Сергей Дарькин, назначенный Путиным, говорит, что он понимает недовольство пошлинами, но указывает на то, что в отечественной автомобильной промышленности работает два миллиона человек.
'Поэтому, конечно, нужно защищать российскую автомобильную промышленность', говорит Дарькин.
Вице-губернатор Евгений Хохолков обвинил автодилеров в том, что они пытаются завлечь людей на митинги, распространяя ложные слухи о скором запрете машин с правым рулем. По его словам, 21 декабря московский ОМОН разогнал демонстрацию потому, что она была несанкционированной, а в ходе предыдущих акций протеста имели место нарушения общественного порядка.
'Необходимо продемонстрировать, что у властей есть рычаги, что, если проводится несанкционированный протест, то участники должны быть наказаны', заявил Хохолков.
По словам организаторов, они будут продолжать действовать, невзирая на меры властей. На демонстрации, проведенной в конце января, один из них, Максим Веднев (33) предсказывал, что разгон акции протеста в декабре станет решающим моментом в борьбе с Кремлем.
'Сегодня правительство просто пытается уничтожить Дальний Восток, - говорит Веднев. - Наше правительство заявило, что действия ОМОНа были оправданными. То есть, фактически, они говорят: 'Дальний Восток, заткнись. Ты нам не нужен'.
* * * * * * * * * * * * * * * * * *
Так пусть стоит памятник Сталину или Ленину! (Общественная палата читателей ИноСМИ)
"Я думал, ты пришел извиниться..." (Общественная палата читателей ИноСМИ)
В поисках фашистов (Общественная палата читателей ИноСМИ)
На помощь челюскинцам (Общественная палата читателей ИноСМИ)
_______________________________
Простаивающие заводы не дают покоя Кремлю ("The New York Times", США)
Российская власть сталкивается с последствиями кризиса ("Le Monde", Франция)
Кремль готовится к бунту масс ("Gazeta Wyborcza", Польша)