Опасаясь, что провал США приведет к усилению талибов и прочих повстанческих исламистских движений, Россия может помочь НАТО, открыв маршрут снабжения по территории бывшего Советского Союза
МОСКВА - Когда СССР закончил свою катастрофическую оккупацию Афганистана, длившуюся почти десять лет (в воскресенье Россия отмечала 20-летие вывода последних советских подразделений), герой войны генерал Махмут Гареев остался в этой стране, чтобы советовать клиентскому режиму Кремля, как выжить в новых условиях. Но три года спустя он тоже бежал из Афганистана, когда волны наступающих повстанцев-исламистов, которых раньше вооружали Соединенные Штаты Америки, постучались в ворота Кабула.
Генерал Гареев, являющийся сегодня президентом Академии военных наук, считает, что те мнимые угрозы, которые изначально побудили СССР осуществить вторжение в Афганистан, живы и сегодня. Кремлевское руководство опасалось, что исламистская революция иранского образца распространится на советскую Центральную Азию. С тех пор данная проблема лишь усугубилась, и Гареев выражает сомнение в том, что у нынешней миссии НАТО в Афганистане есть больше шансов на обеспечение долговременной стабильности.
"В Афганистане военными средствами ничего нельзя сделать, - говорит он, - если американцы будут продолжать ту политику, которую они проводят сейчас, то все будет бесполезно".
Начавшиеся в последние дни между США и Россией переговоры породили надежду на то, что две страны смогут, наконец, начать сотрудничать, и создадут столь необходимый транспортный коридор через бывшую советскую территорию, чтобы снабжать по нему воюющие в Афганистане натовские войска, которые сталкиваются с серьезными трудностями. Российский министр иностранных дел Сергей Лавров даже намекнул, что соглашение по маршруту снабжения может стать началом для более масштабного улучшения отношений между Москвой и западным альянсом, которые были заморожены после августовской войны России с Грузией. Но большинство ведущих российских экспертов, особенно из числа тех, кто обжегся на прошлом опыте, как Гареев, по-прежнему очень сильно сомневаются в возможности успеха американцев в Афганистане. Они опасаются, что последствия американского провала в этой стране могут крайне негативно отразиться на России и бывшей советской Центральной Азии.
"Российские эксперты единодушно считают, что победной стратегии для США и НАТО в Афганистане не существует, - говорит редактор ведущего московского внешнеполитического журнала 'Россия в глобальной политике' Федор Лукьянов, - большинство из них полагает, что рано или поздно соседние с Афганистаном страны столкнутся с серьезными вызовами со стороны движения "Талибан", которое может восстановить свои силы. А это значит, что нам надо сотрудничать с американцами и искать общие подходы. Но и самим нам тоже следует проводить собственную подготовку".
Региону угрожает преступность и боевики
Россия боится возрождения многочисленных повстанческих движений исламистов, которые зарождались на территории контролируемого талибами Афганистана. В 90-е годы эти движения едва не погубили бывший советский Таджикистан и Узбекистан. Кремль также возлагает на обученных в Афганистане боевиков вину за то, что мятежная российская провинция Чечня превратилась в форпост экстремистов, которые неоднократно устраивали теракты в самом центре Москвы.
"Оглядываясь назад, я начинаю думать, что решение о вводе советских войск в Афганистан (в 1979 году) было не просто прихотью советского руководства, - говорит историк Рудольф Пихоя из Российской академии государственной службы, которая готовит кремлевских чиновников, - события в Афганистане, наряду с иранской революцией, стали сигналом начала глобальной исламистской революции. Сейчас мы ясно видим эту угрозу".
Российские эксперты утверждают, что даже несмотря на присутствие войск НАТО в Афганистане, контрабанда наркотиков там приобрела буквально взрывной характер. Вдоль всего криминального маршрута наркотрафика, который проходит через бывшую советскую Центральную Азию и Россию на рынки Европы, разрастается организованная преступность и коррупция. Эти эксперты предупреждают, что есть вещи и похуже. Это возможность создания альянса между богатыми наркоторговцами и жадными до власти радикалами-исламистами. "Наркотики идут в Россию, - говорит Гареев, - а американцы, похоже, ничего не делают, чтобы остановить этот поток. Для нас это является очень серьезной угрозой".
Россия все активнее пытается восстановить свое влияние в Центральной Азии в условиях, когда НАТО больше и больше вязнет в Афганистане.
На прошлой неделе, получив от Москвы пакет кредитов и экономической помощи на 2,3 миллиарда долларов, киргизский президент Курманбек Бакиев приказал американцам освободить "Манас". Это последняя база на постсоветской территории, с молчаливого согласия России предоставленная США после терактов 11 сентября 2001 года. На прошлой неделе Россия также подтолкнула свой региональный альянс - Организацию Договора о коллективной безопасности - к увеличению Коллективных сил оперативного реагирования до 10000 человек с целью борьбы с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков. А в следующем месяце специальную конференцию по Афганистану проведет Шанхайская организация сотрудничества - региональный союз под руководством России и Китая. Она призвана изыскать пути и способы для укрепления отношений ШОС с Кабулом. Среди них - возможные поставки российского оружия и помощь военных советников. Такое, по словам экспертов, произойдет впервые после вывода советских войск.
Американские базы как "потенциальные нарушители спокойствия"
Закрытие базы "Манас" может нанести мощный удар по интересам США, поскольку президент Обама намерен удвоить численность американской группировки в Афганистане, а действующим сегодня в Пакистане путям снабжения натовских войск постоянно угрожают нападениями и диверсиями различные группировки, выступающие на стороне талибов. Но Москва не считает, что ее давление, направленное на снижение американской активности на постсоветском пространстве, противоречит ее готовности оказать содействие миссии НАТО в Афганистане. Об этом говорит заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Андрей Климов.
"Все эти американские базы, такие как "Манас", это потенциальные нарушители спокойствия в моей стране, - говорит Климов, - мы считаем, что если у нас будет прямое и открытое сотрудничество с США, они могут быть очень полезны. Но когда американцы хотят что-то делать без нашего участия, у нас, конечно же, возникают подозрения".
Некоторые специалисты утверждают, что в будущем сотрудничество с Соединенными Штатами может отойти на второй план, когда Москва начнет свое собственное наступление в этом регионе. "России надо срочно создавать дружественные режимы в Центральной Азии, а также мощную и единую оборону границ, - говорит директор московского Центра политической информации Алексей Мухин, - мы очень хотим работать вместе с НАТО в борьбе против общего врага - движения "Талибан". Но из прошлого опыта мы знаем, что это не приносит нам позитивные и прочные результаты". "Кремль уверен, что России надо решительно действовать самой" в интересах обеспечения собственной безопасности, если Афганистан вновь потерпит крах, говорит он.
_________________________________________________
Зачем нужна была эта война, товарищи? ("The New York Times", США)
Уроки Афганистана: Это ошибка. И серьезная ошибка ("Эхо Москвы", Россия)
Кабул при Советах был оазисом спокойствия - а что мы имеем сегодня? ("The Guardian", Великобритания)
Насвистывать, проходя мимо афганского кладбища ("Asia Times", Гонконг)
* * * * * * * * * * * * *
Так пусть стоит памятник Сталину или Ленину! (Общественная палата читателей ИноСМИ)
"Я думал, ты пришел извиниться..." (Общественная палата читателей ИноСМИ)
В поисках фашистов (Общественная палата читателей ИноСМИ)
На помощь челюскинцам (Общественная палата читателей ИноСМИ)