'A l'impossible nul n'est tenu' - 'никто не обязан сделать невозможное', справедливо гласит французская пословица. Судя по всему, именно этой прагматической мудростью руководствуется Европа, изрядно продрогшая во время российско-украинской 'газовой войны'.
Действительно, даже в лучшие времена страны Евросоюза объективно не располагали возможностью быстро и существенно уменьшить свою энергетическую зависимость от России. А в условиях, когда все их усилия брошены на борьбу с мировым финансовым кризисом, эта задача и вовсе кажется невыполнимой в обозримом будущем.
Европейские лидеры окончательно убедились в том, что Россия и в будущем не откажется от использования своих энергоресурсов в качестве политического инструмента. Однако они понимают и то, что Европа еще долго будет уязвима перед возможными рецидивами 'газовых войн'. Во всяком случае, до тех пор, пока она не сможет диверсифицировать не столько маршруты газопроводов, сколько поставщиков газа. Здесь-то и возникают главные трудности для европейских потребителей.
Увеличение поставок сжиженного газа из Алжира или Норвегии не сможет кардинально изменить ситуацию. Оживление интереса Европы к проекту газопровода Nabucco натыкается на объективные сложности. К принципиальному вопросу о том, готовы ли страны Центральной Азии переориентировать свои газовые потоки в юго-западном направлении, то есть в обход российской территории, в последние месяцы добавились новые проблемы, связанные с общей надежностью такого маршрута.
Принято считать, что газопровод Nabucco должен пересечь Каспийское море, а затем пройти через Азербайджан, Грузию и Турцию, прежде чем доставить центральноазиатский газ в Европу. Между тем, Иран уже заявил о своем несогласии с прокладкой трубопровода по дну Каспия, явно намереваясь 'перетащить' маршрут на свою территорию. Это вряд ли приемлемо для Европы.
После российско-грузинской 'блиц-войны' закавказский участок гипотетического газопровода стал крайне уязвимым. В Москве - пока что на уровне экспертов - уже настойчиво указывают на то, что новое обострение отношений между Россией и Грузией или еще более вероятная вспышка тлеющего военного конфликта вокруг Нагорного Карабаха могут бесповоротно скомпрометировать безопасность этого маршрута. К этому следует добавить позицию Турции, которая теперь соглашается пустить Nabucco на свою территорию только при условии, что Европейский Союз примет ее в свои ряды.
В этой ситуации проекты 'Северный поток' (Nord Stream) и 'Южный поток' объективно выглядели бы разумной альтернативой проекту Nabucco, если бы Европа сохраняла доверие к России как к безупречно надежному поставщику газа. Сегодня же эти маршруты выглядят в глазах европейских стран всего лишь как меньшее из двух зол. Вынужденно делая ставку на Nord Stream, европейцы, обжегшиеся или, точнее, замерзшие на недавней 'газовой войне', пытаются минимизировать риски, связанные с возможными рецидивами российских капризов. Об этом, в частности, свидетельствует предложение Ангелы Меркель включить в будущее соглашение об энергетическом сотрудничестве между Европой и Россией положение о прямом доступе европейских компаний к российским газовым месторождениям.
При этом уже сегодня становится очевидным, что, справедливо заботясь о собственной энергетической безопасности, прагматичная Европа готова смириться с некоторыми геополитическими претензиями России и, в первую очередь, с ее все более отчетливым намерением 'вассализировать' постсоветское пространство или, как сегодня выражаются в Москве, 'вновь собрать воедино исконно русские земли'. Другими словами, даже если бы Украина и Грузия идеально отвечали критериям, необходимым для вступления в Евросоюз или НАТО, Европа и сегодня, и в обозримом будущем вряд ли станет поощрять их в этом стремлении, рискуя поставить себя под удар российских энергетических репрессий. Симптоматично и то, что в последнее время европейские лидеры практически перестали обращаться к теме состояния демократии и соблюдения прав человека в России, отдав обсуждение этой проблемы на откуп крикливой, но вполне безобидной ОБСЕ.
С другой стороны, Европа внимательно присматривается к тому, как будут складываться отношения между Вашингтоном и Москвой после прихода Барака Обамы в Белый дом. В европейских столицах прекрасно понимают, что даже если попытки нормализовать эти отношения не увенчаются успехом, о каком-либо глобальном противостоянии между Россией и США не может идти и речи. Даже если принимать всерьез недавние 'опереточные' демарши Москвы в Латинской Америке.
В условиях глобального финансово-экономического кризиса Россия вряд ли заинтересована в дальнейшем отчуждении от Запада. Но в то же время она явно стремится воспользоваться случаем, чтобы поглубже втянуть в зону своего финансового влияния такие страны СНГ, как Белоруссия или Армения, которым уже предложено войти в рублевую зону. В сочетании с геополитическим давлением на Украину, Грузию и Киргизию, которая вынуждена избавиться от американской базы в обмен на российские кредиты, 'рублевые' усилия Москвы лишний раз свидетельствуют о том, что идея установления тотального протектората над бывшими республиками Советского Союза становится основной целью российской внешней политики.
Судя по всему, в Европе не только констатируют эту тенденцию, но и смирились с ней. Прагматичные европейцы считают, что они в любом случае мало что теряют. Действительно, финансово-экономическое будущее самой России представляется настолько неопределенным, что она, скорее всего, рано или поздно будет вынуждена отказаться от попыток 'территориально-имперского' реванша. Но даже если предположить, что России удастся каким-то чудом 'реставрировать' хотя бы часть пространства, которое она контролировала еще двадцать лет назад, европейцам вряд ли стоит беспокоиться. Зная психологию российских руководителей, можно с уверенностью предположить, что, восстановив некое подобие Советского Союза и избавившись тем самым от большинства своих геополитических 'фантомных болей', они вполне могут вернуться к безукоризненному выполнению своих энергетических обязательств перед Европой, как это было в советские времена.
А если исходить из реального положения вещей, это интересует европейцев гораздо больше, чем судьба Украины, Грузии, а тем более Киргизии.
___________________________________
Украина, Ирландия и болезненная чувствительность павших империй ("The Independent", Великобритания)
Битва за газ ("Профиль", Россия)
Энергобезопасность - проблема, способная охладить новообретенное 'влечение' между Старым и Новым Светом ("The International Herald Tribune", США)
Российская Веймарская республика ("Wprost", Польша)
* * * * * * * * * *
"СССР - это общий тухляк" (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Так пусть стоит памятник Сталину или Ленину! (Общественная палата читателей ИноСМИ)
"Я думал, ты пришел извиниться..." (Общественная палата читателей ИноСМИ)
В поисках фашистов (Общественная палата читателей ИноСМИ)