Для тех из нас, кто жил при Советском Союзе, в отношении энергопоставок существовал определенный парадокс. Мы находились в состоянии "холодной войны" с Западом, но советский газ всегда беспрепятственно и непрерывно перекачивался за "железный занавес". Сегодня Советского Союза, к счастью, больше нет. И тем не менее, российский газ превратился в стратегическое оружие. Те из нас, кто являются оптовыми покупателями этого газа, удивляются и задают себе вопрос: неужели Москва хочет сказать, что с газовыми поставками будут проблемы, если она снова не получит свою сферу влияния?
Пока рассчитывающие на российский газ страны расколоты, мы будем находиться в зависимом положении. И тем не менее, звучащие с 2006 года тревожные сигналы в отношении газовых поставок в основном игнорируются. Конечно, Россия заслуживает того, чтобы получать справедливую цену за добываемые полезные ископаемые, но в этих отношениях необходимо изменить баланс. Из уравнения следует исключить политику, введя вместо нее более нормальные коммерческие взаимоотношения.
Какова бы ни была мотивация Москвы - политический интерес или просто желание увеличить доходность своих активов, все страны-импортеры должны быть заинтересованы в координации наших ответных действий. Лишь тесно взаимодействуя между собой, мы сможем максимально использовать свои коллективные рычаги влияния на переговорах и обеспечить защиту наших индивидуальных национальных интересов.
Являясь важными импортерами энергоносителей, Украина и Европейский Союз имеют отчетливые общие интересы. Энергетическая безопасность Украины, являющейся крупной страной-тразитером, будет также лучшей гарантией энергетической безопасности для наших европейских соседей. Следовательно, энергетическая безопасность общеевропейского пространства неотделима от Украины.
Решительный ответ на тот вызов, который нам брошен, должен включать как минимум три составляющие: либерализацию, диверсификацию и экономное использование ресурсов.
Согласно прогнозам Международного энергетического агентства, к 2030 году импорт газа в Европу удвоится, потому что она будет не в состоянии сама обеспечивать собственные энергетические потребности. Значительная часть этих дополнительных объемов может прийти из России, если там будут вкладываться необходимые инвестиции в новые добывающие мощности. Но если уже сейчас не будут предприняты шаги в данном направлении, импортеры могут оказаться в очень уязвимом положении.
Либерализация энергетического сектора наилучшим образом соответствует интересам самой России. Но она, видимо, будет противиться призывам осуществить такую либерализацию до тех пор, пока Евросоюз не покажет ей личный пример, воодушевив сетевых операторов на вложение средств в строительство соединительных трубопроводов с целью создания энергетических систем и трубопроводных сетей будущего. Это поможет снизить опасность стравливания одного покупателя с другим. Энергетическая независимость придет вместе с энергетической взаимозависимостью. Мы все хотим, чтобы международная торговля энергией была открытой, прозрачной и конкурентной.
Сегодняшний экономический кризис причиняет значительные страдания как населению, так и предприятиям. Такая ситуация создает дополнительные стимулы для решения нашей общей проблемы, возникающей и у украинцев, и у наших европейских друзей, которые находятся во власти своекорыстного монополиста.
Действуя вместе, мы сможем обеспечить наши общие интересы, а в более отдаленной перспективе уменьшить никому не нужные трения с Россией. Единый, основанный на конкуренции газовый рынок поможет деполитизировать взаимоотношения ЕС и России в газовом вопросе, а это принесет крупные внешнеполитические выгоды всей Европе. Он также укрепит безопасность и надежность поставок для всех европейских потребителей газа.
Безусловно, важнейшим элементом при таком подходе должно стать Европейское энергетическое сообщество. Однако масштабы его деятельности следует расширить, распространив их за пределы рыночной либерализации, а также включив туда более активные и практические формы сотрудничества. Украина, со своей стороны, твердо намерена реформировать свой газовый сектор, чтобы привлечь инвестиции, повысить его эффективность путем модернизации трубопроводной инфраструктуры с целью минимизации потерь энергии при ее передаче, а также создать современный, сопоставимый с европейским энергетический сектор. ЕС может оказать свое содействие в достижении этих целей, помогая таким транзитным странам, как Украина в снижении зависимости от российского газа и, соответственно, в повышении ее защищенности от энергетического шантажа.
Один из способов снижения зависимости от России, являющийся важной составляющей комплекса мероприятий в области экономической политики любого государства, готовящего перспективные планы, это диверсификация. В случае с Украиной, это наши неосвоенные газовые месторождения на Черном море, запасы которых необходимо оценить, а затем начать их эксплуатацию в сотрудничестве с Европой. Но полностью положиться на газ - это не выход. Упор необходимо сделать на более чистые технологии. Все мы, живущие в Европе, можем многому научиться друг у друга, чтобы увеличить долю возобновляемых источников в структуре энергетики. Иными словами, ограничение глобального потепления и повышение энергетической безопасности способны идти рука об руку.
Краткосрочные соглашения с Москвой, как и с любой другой страной, включая Украину, не в состоянии заменить такую всеобъемлющую стратегию энергетической безопасности. На реализацию некоторых мер уйдет довольно много времени. Поэтому важно как можно скорее подписать транзитный протокол в рамках юридически обязательного Договора к Энергетической хартии. Его согласование и ратификация успокоят инвесторов, намеревающихся вкладывать средства в трубопроводную сеть, и убедят их в том, что транзит будет осуществляться. А наши европейские соседи будут уверены, что им будет поставляться газ.
Необходимы действия, а не дебаты. Евросоюз обладает особой возможностью для изменения всей динамики энергетических отношений в Евразии. Но сначала он должен объединиться и взять на себя роль лидера.
Необходимо ускорить темпы осуществления энергетической реформы во всей Европе. В равной мере, все мы должны более решительно реагировать на факты использования энергоресурсов в качестве инструмента внешней политики. Покончить с разногласиями в общеевропейском доме - это единственный способ обеспечения энергетической безопасности для наших граждан и нашей промышленности на предстоящие десятилетия.
Европейская солидарность может принести тепло в дома - а также потепление в отношения с Россией.
Виктор Ющенко - президент Украины
________________________________
Уроки газового кризиса ("Les Echos", Франция)
Газовая война - новая 'холодная война' ("Le Monde", Франция)
Пора покончить с газовыми войнами ("National Review", США)
Положить конец ежегодным газовым кризисам ("The Wall Street Journal", США)
Газовая война может реабилитировать Ющенко ("The Wall Street Journal", США)
* * * * * * * * * * * * *
Так пусть стоит памятник Сталину или Ленину! (Общественная палата читателей ИноСМИ)
"Я думал, ты пришел извиниться..." (Общественная палата читателей ИноСМИ)
В поисках фашистов (Общественная палата читателей ИноСМИ)
На помощь челюскинцам (Общественная палата читателей ИноСМИ)