Спустя шесть месяцев после того, как 12 августа, при французском посредничестве было заключено соглашение, остановившее русско-грузинскую войну 2008 г., перемирие продолжает быть хрупким, и сопровождается постоянными инцидентами, которые обе стороны называют "провокациями". В прошлом месяце Министерство обороны сепаратистской Южной Осетии сказало, что Грузия выдвинула войска к ее границе ('РИА НОВОСТИ', 9 января 2009). На этой неделе югоосетинские власти снова обвинили Грузию в "наращивании приготовлений, чтобы начать агрессию" и обстреле двумя снарядами РПГ-7 южноосетинской столицы Цхинвали, а также обвинили наблюдателей ЕС, которые контролируют грузинскую сторону линии перемирия, что они закрывают глаза на предполагаемое грузинское военное усиление. 26 января Тбилиси подписал соглашение с миссией наблюдателей ЕС об ограничении ее вооруженного присутствия около Южной Осетии и Абхазии до одного батальона (500 военнослужащих) и о выводе всего тяжелого вооружения в этой зоне. Югоосетинские власти назвали это соглашение обманом, чтобы скрыть "подготовку агрессии" ('Интерфакс', 9 февраля 2009).
Наблюдатели ЕС в свою очередь говорят, что они не нашли свидетельств концентраций грузинских военнослужащих около Южной Осетии или Абхазии, или приготовлений к военным действиям. Миссия наблюдателей ЕС объявила, что готова расследовать осетинские обвинения в обстреле грузинской стороной Цхинвали, если ей предоставят доступ в город ('Новости-Грузия', 11 февраля). На этой неделе югоосетинская полиция задержала двух наблюдателей ОБСЕ за "незаконное проникновение на южноосетинскую территорию", и после трехчасового задержания их выдворили на подконтрольную грузинам территорию. ОБСЕ выразила протест, что данный инцидент "нарушил дипломатический статус наблюдателей". Тбилиси назвал инцидент "провокацией". Югоосетинские власти обвиняют ОБСЕ и наблюдателей ЕС в симпатиях к Грузии и в том, что они "систематически проникают в Южную Осетию и увеличивают напряженность в регионе". С прошлого августа иностранным наблюдателям запрещен доступ в Южную Осетию. Власти в Цхинвали говорят, что они позволят вернуться ОБСЕ в Южную Осетию только после признания суверенитета Южной Осетии ('Интерфакс', 11 февраля).
После войны с центральными властями в Тбилиси в 1991-1992 в течение и после развала Советского Союза, сепаратистская Южная Осетия продолжала быть географически и экономически частью Грузии. Границы были открыты, и торговля была оживленной. Осетины и Грузины, живущие в Южной Осетии, зарабатывали на проживание торговлей транзитом и контрабандой через Южную Осетию в Россию. Теперь торговля транзитом мертва и уменьшившееся из-за этнической чистки грузин население Южной Осетии выживает только за счет ограниченной внешней помощи. Единственная горная дорога из Южной Осетии в Россию, как всегда, в течение зимы, закрыта снегом в течение многих недель ("РИА НОВОСТИ", 7 января 2009).
Изолированная Южная Осетия, с ее "независимостью", не признанной международным сообществом, находится в кризисе. Возможно, это объясняет постоянные агрессивные заявления, раздающиеся из Цхинвали: возобновление военной конфронтации может оказаться единственным способом прекратить неприемлемый статус-кво, установленный перемирием 12 августа 2008.
Воинственность сепаратистов активно поддерживается Москвой, у которой есть свои собственные причины не мириться с существующим статус-кво. Российский министр иностранных дел Сергей Лавров заявил: "Россия обеспокоена концентрацией грузинских войск около границ Южной Осетии и Абхазии" ("РИА НОВОСТИ", 16 января 2009). Гарантии ЕС, что никакой "концентрации военных" нет - не приняты. На этой неделе российский постоянный представитель в ОБСЕ, Анвар Азимов, объявил: "Грузины концентрируют войска и тяжелое вооружение, строят новые укрепления и контрольно-пропускные пункты". Азимов обвинил наблюдателей ЕС в бессилии и незаконных поползновениях распространить их миссию на территории Абхазии и Южной Осетии ("РИА НОВОСТИ", 11 февраля 2009).
Перемирие в августе прошлого года оставило стратегически важную российскую базу в Армении отключенной от сухопутных путей транзита воинских грузов. Число российских солдат в Армении ограничено приблизительно 4000, но в течение 2006 и 2007 гг., в Армению было переправлено большое количество тяжелого вооружения и иной техники согласно соглашению с Тбилиси о закрытии баз в Батуми и Ахалкалаки (Грузия). В настоящее время в Армении находятся приблизительно 200 российских танков, более чем 300 БТР, 250 единиц тяжелого вооружения и много другого военного оборудования - достаточного, чтобы полностью вооружить более чем 20 000 солдат ('Независимое Военное Обозрение', 20 августа 2004). Силы в Армении могут быть стремительно расширены, вводя живую силу воздушным транспортом из России. Запчасти, чтобы поддержать вооружения могут также быть отправлены воздушным путем, но если сухопутный транзит военных грузов не возобновится в течение года или двух, не будет никакой возможности заменить или модернизировать оборудование. Следовательно, боевая мощь этих соединений уменьшится, подрывая обязательство России по защите своего союзника Армении, как и амбиции Москвы по восстановлению своего господства на Южном Кавказе.
Азербайджан обвинил Россию в передаче армянским военным российских вооружений находящихся на армянской территории: включая 21 танк, 44 БТР, 30 пушек, другое военное оборудование и боеприпасы (bakililar.az , 10 января 2009). Азербайджанцы отклонили российские опровержения ('Интерфакс', 20 января 2009). Ясно, что Азербайджан не разрешит военный транзит в Армению, и Грузия не будет этого делать без серьезных уступок со стороны России по Абхазии и Южной Осетии.
В то время как снег будет покрывать кавказские горные перевалы до мая, возобновление войны с Грузией невозможно. В Москве надеются, что грузинская оппозиция все еще сможет свергнуть режим Саакашвили, либо администрация Обамы так или иначе уберет его. Однако если к маю Саакашвили останется у власти, то Россия серьезно намерена рассматривать военное вмешательство, как средство для его отстранения. Постоянные нарушения перемирия могут нарастать, чтобы вовлечь российских военнослужащих и создать публичный "казус белли". Желание Запада "перезагрузить" отношения с Москвой, оставляя проблему Грузии нерешенной, может интерпретироваться (Москвой) как молчаливое признание права России использовать военную силу.
Eurasia Daily Monitor, перевод darbazi.info