С момента прихода в Белый дом Барака Обамы мы слышим одну "новость" - будто новый президент США готов "растопить лед" в отношениях с Россией, руководствоваться дипломатией, осторожнее использовать военную силу. Традиционные оппоненты Вашингтона в ответ обещают не размещать ракеты в Калининграде или просто начать "конструктивный диалог".
Похоже, надо радоваться - переговоры, принятие другого мнения, отказ от части национальных интересов и задач должны означать конец 'холодных войн'. Вместе с тем надо посоветовать тем, кто предлагает литовской дипломатии стать более 'прагматичной' - 'подождать 5-10 лет' с инициативами Восточного соседства, 'во имя спокойствия', забыть национальные интересы и прекратить раздражать большие страны ЕС и Россию. Тем более, как говорит в статье 'Заблуждения основанной на "ценностях" политики' Кястутис Гирнюс - мы 'маленькая и экономически слабая страна', которая в любом случае ' не располагает естественными рычагами влияния на другие страны'.
Само собой разумеется, что сознательное разрушение отношений с соседями - одно из худших решений в области внешней политики. Это действует и в области литовско-российских отношений. И все-таки, если мы 'естественно слабы' и 'никому не интересны', можем ли мы надеяться, что на наши уступки и перемены 'тона' Москва ответит тем же? Иными словами, было бы замечательно, если бы обе страны могли решить многие элементарные вопросы, связанные, в том числе, с упорядочением архивов, уходом за могилами, интеллектуальным обменом и другими вопросами. Но что мы должны сделать, чтобы не попасть в свои же силки? Надо ли действительно сидеть и ждать, когда договорятся друг с другом 'о новых отношениях' большие страны?
Рисовать в розовом цвете перспективы отношений Запада и России только по причине смены администрации США несколько наивно. Особенно если знать, что у внешней политики США и России - свои глубокие традиции. Другими словами, возможно, что сегодня мы наблюдаем только попытки оппонентов включить противника в игру на выгодных для себя условиях. Можно вспомнить, например, предложение президента России Дмитрия Медведева начать дебаты о будущем системы безопасности Европы. Обе стороны словно понимают, что необходим новый взгляд на борьбу с угрозами безопасности.
Но можно ли договориться, если Вашингтон эту борьбу понимает как расширение пространства евроатлантической безопасности, а Москва - как создание новых учреждений вместо 'неэффективного' НАТО?
Некоторые аналитики утверждают, что на фоне 'глобального перемирия' Литва тоже должна задуматься об улучшении отношений с Россией. Но с чего начать? Публично осудить лидеров Грузии и Украины в войне в Южной Осетии и газовом кризисе в Европе? Заявить о крахе интеграции стран Восточного соседства в евроатлантические структуры и поддержать предложение Москвы о создании 'новой архитектуры безопасности в Европе'? Забыть, что Литва - полноправный член ЕС и молчать, когда большие страны намерены создать выгодный для себя режим отношений ЕС-Россия?
Или продать России предприятия Klaipėdos nafta, Lietuvos geležinkeliai, оставшиеся акции Mažeikių naftа и забыть о требованиях либерализации российского энергетического сектора?
Достаточно взглянуть на Латвию, которая впустила российский капитал практически во все стратегические сферы. Российский капитал доминирует в транспортных и энергетических предприятиях Латвии, русское национальное меньшинство широко представлено в органах центральной и местной власти. Президент Латвии когда-то ездила на празднование 9 Мая в Москву. Латыши не возражали переговорам о стратегическом партнерском договоре ЕС-Россия.
Но разве Латвия хоть на шаг приблизилась к своей цели, идя на уступки России? Может быть, Москва прекратила разыгрывать 'русскую карту' в отношениях с Латвией? Может быть, латыши покупают у 'Газпрома' газ по более низкой цене, чем мы? Или возобновились поставки нефти по нефтепроводу в Вентспилс? Не очень.
Литва, по сути, ненамного важнее Латвии для Москвы, поэтому Кремль свое мнение в отношении Литвы, скорее всего, не изменит - даже после определенных уступок. Наоборот, почет мы скорее заслужим в том случае, если сможет предложить новые формы сотрудничества с Россией - как на двустороннем, так и многостороннем уровнях (НАТО и ЕС).
С другой стороны, даже если мы начнем новую игру с Россией, нам необходимо четко решить, в каких сферах мы можем идти на взаимные уступки, а какие вопросы не могут быть 'объектом обмена'. Ответы на эти вопросы - не только часть дебатов 'прагматиков' и 'ценностников'. Это - стремление найти такой рецепт отношений с Россией, который будет соответствовать нуждам национальной безопасности Литвы.
Арунас Молис, Лауринас Кащюнас - Центр геополитических исследований Востока
Мониторинг: читатель ИноСМИ - mr.Mitrich