19 февраля 1954 г. президиум Верховного совета СССР издал указ 'О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР'. Этот день раньше ассоциировался с царским указом об отмене крепостного права. Теперь же в России его чаще вспоминают как день утраты Крыма.
На самом деле Крым потеряла не Россия, а Российская империя, когда она стала Советским Союзом. Это ощущение потери можно сравнить с фантомной болью в ампутированной ноге. Такая боль безошибочно показывает, что человек еще не избавился от имперского сознания. И действительно: что мешает россиянам ехать на отдых в Крым? Такие поездки увеличивают отечественный ВВП, нам будет легче рассчитаться за российский газ. Удовлетворенными должны быть все.
Мы живем в мире, который перерос имперские формы политической организации. Требование вернуть России Крым следует рассматривать в более широком аспекте. Почему только Крым, а не всю Украину вместе со странами Балтии, Средней Азии, Закавказья, Казахстаном и Молдовой, даже с Аляской и южным побережьем Каспийского моря?
Через 55 лет после появления государственного акта о передаче Крыма Украине полезно проследить перипетии его прошлого и развеять некоторые исторические мифы.
1. Крым В 1917-1920 гг.
Территория Крыма небольшая - 26 тыс. кв. км. Однако этот черноморский полуостров на протяжении сотен лет привлекал внимание многих государств. С 1425 г. он был базовой территорией Крымского ханата. Именно здесь в эпоху средневековья сформировалась крымскотатарская народность. Крымский ханат с 1478 г. пребывал в вассальной зависимости от Османской империи. С конца XVII в. он стал объектом российской экспансии. По Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 года ханат был объявлен независимым государством. В апреле 1783 г. его территория стала частью новой российской провинции - Новороссии.
Имперское правительство осуществляло постоянное давление на крымских татар, вследствие чего подавляющая их часть вынуждена была эмигрировать в Турцию. Одновременно со времен Екатерины II Крым интенсивно заселялся колонистами, которым создавались льготные условия проживания. Параллельно с правительственной разворачивалась народная колонизация, в которой активное участие брали украинцы и россияне.
С 1802 г. Крым существовал в составе Таврической губернии. В начале ХХ в. губерния состояла из пяти крымских уездов (740 тыс. жителей) и трех уездов Северной Таврии (площадью 35 тыс. кв. км с населением 1 760 тыс. жителей). В материковой части губернии украинцы составляли большинство населения, но на полуострове - меньшинство. Инициативу о разделении Таврической губернии проявила Центральная рада. Во время провозглашения УНР в ноябре 1917 г. она заявила о претензиях только на материковые уезды. Руководители Рады могли бы рассматривать Таврию как единый хозяйственный организм. Таким она стала за 115 лет существования. В пределах всей губернии украинцы составляли, как засвидетельствовала первая всероссийская перепись населения 1897 г., 60 % населения. Победил, однако, не экономический, а этнографический подход.
М.Грушевского и его коллег можно понять. В 1917г. они отвоевывали у центрального российского правительства автономные права, и эту борьбу вынуждены были начинать с элементарного: показать свою Украину на карте. Привлеченные Временным правительством к переговорам об автономии эксперты утверждали, что Украина - это земли Войска Запорожского, с которыми гетман Богдан Хмельницкий пришел на Переяславскую Раду. Украинская делегация в Петрограде во главе с В.Винниченко выдвинула не исторический, а этнографический подход к определению границ Украины. Она утверждала, что автономия должна распространяться на все территории, где украинцы пребывают в большинстве. В связи с этим она отказывалась от Крыма, где украинцы были национальным меньшинством.
В 1917г. в Крыму сформировались четыре основные политические течения: российское, украинское, крымскотатарское и большевистское. Эти течения передавали пестроту национального состава населения полуострова и остроту противостояния в социальной жизни. Невзирая на то, что большевики представляли собой ярко выраженную общероссийскую силу, их нельзя было отнести к российской политической силе на полуострове. Российские политические деятели стремились к восстановлению 'единой и неделимой' России под знаменами, которые позднее назвали белогвардейскими. Менее поляризованными оказались украинские и крымскотатарские политические силы, хотя и они состояли из партий различного направления.
В июле 1917 г. возникла политическая партия Милли Фирка, которая провозгласила основным пунктом своей программы образование независимого крымскотатарского государства. Под ее непосредственным влиянием был созван крымскотатарский парламент - курултай, который в декабре 1917 - январе 1918 гг. принял 'Основные законы' и образовал национальное правительство - Директорию.
В ноябре 1917 г. по инициативе общероссийской партии эсеров появились Крымские губернские сборы. Татары принимали активное участие в их образовании и добились трети мест в органах власти, образованных российской политической силой. Параллельно большевики образовали Крымский совет, который опирался на моряков Севастополя. Эти органы власти установили контроль над основной территорией полуострова и образовали в марте 1918 г. советскую республику Тавриды.
В апреле 1918 г. советские войска были вытеснены с территории Украины австро-немецкими войсками, вместе с которыми вернулись вооруженные формирования Центральной Рады. В изменившейся ситуации Центральная Рада начала отстаивать включение Крыма в состав УНР. По приказу военного министра В. Жуковского была создана Крымская группа Армии УНР под руководством полковника П. Болбочана. Перед ней правительство УНР поставило задание очистить Крым от большевистских войск и установить контроль над Черноморским флотом. Украинские войска заняли Симферополь и Бахчисарай, но по требованию немцев вынуждены были покинуть полуостров.
Немцы передали власть российской политической силе, которая сформировала правительство генерала Сулеймана Сулькевича. Последний 18 июня объявил декларацию, в которой сообщалось: 'Краевое правительство Крыма ставит себе задание оберегать самостоятельность Крымского полуострова вплоть до выяснения его международного положения'. Фактически же правительство, в состав которого входили бывшие царские должностные лица, хотело сохранить Крым для будущей небольшевистской России.
Остановка немецким оккупационным командованием Крымской группы Армии УНР совпала во времени с гетманским переворотом. Небезосновательно надеясь на немецкую поддержку, П. Скоропадский в мае 1918 г. обратился в Берлин через кайзеровского посла в Киеве барона фон Мумма с просьбой не препятствовать соединению Крыма с Украинским государством. Гетман соглашался присоединить Крым на автономных основаниях. Будучи проинформированным о том, что некоторые немецкие политические деятели высказывались в пользу восстановления несуществующей с 1783 г. крымскотатарской государственности, гетман говорил в этом письме: 'Было бы с этнографической стороны неоправданным основание планирования татарского государства, потому что татары составляют не более 14% крымского населения'.
В августе 1918 г. гетманское правительство объявило экономическую блокаду Крыма, после чего Сулькевич капитулировал. В сентябре в Киев прибыла делегация крымского правительства. Когда оказалось, что переговоры затягиваются, украинская сторона обратилась к крымским татарам и другим политическим силам. Проработанное в октябре прелиминарное соглашение об объединении Крыма с Украиной подлежало утверждению курултаем и съездом национальных и общественных организаций Крыма. Однако в Германии состоялась революция, и ее войска в ноябре были вынуждены покинуть Крым. Власть перешла к правительству Крыма, которое опиралось на поддержку государств Антанты.
Гражданская война в России сопровождалась молниеносной сменой местных правительств. В апреле 1919 г. на полуострове опять утвердилась советская власть, и большевики провозгласили его независимой социалистической республикой, правительство которой возглавил брат В. Ленина Д. Ульянов. Республика просуществовала около двух месяцев. Десантом с моря в июне 1919 г. Крым снова был захвачен белогвардейцами, которые продержались здесь до ноября следующего года.
2. Крымская территориальная автономия
Зная о намерении некоторых украинских большевиков включить в состав советской Украины всю Таврическую губернию, руководители РКП(б) их предупредили: Крым должен принадлежать России. После расформирования Южного фронта в декабре 1920г. М.Фрунзе стал командующим войсками Украины и Крыма. Из самого названия этой должности следовало, что Россия намеревается оставить Крым за собой.
21 января 1921 г. состоялось общее заседание Крымского ревкома и Крымского обкома РКП(б), на котором рассматривался вопрос 'О политических взаимоотношениях Крыма с РСФСР и УСРР'. Принятая резолюция была короткой: 'Признать наиболее оптимальным подчинение Крыма непосредственно Москве на правах автономной единицы, присвоить ей название 'Крымская автономная область'. В протоколе отмечалось: 'Ю.Гавен остается при своем особом мнении: с целью революционирования мусульманского Востока целесообразно создать видимость самостоятельного Крыма, и потому Крымскую автономную область необходимо назвать - Крымская коммуна'.
В мае 1921 г. в Симферополе собралась областная конференция коммунистов крымскотатарской национальности. На ней присутствовали 22 делегата от 192 коммунистов-татар, которые стояли на учете в Крымском обкоме РКП(б). Большинство делегатов солидаризировалось с решениями, принятыми в январе 1921 г. Некоторые из них выдвинули требование объявить Крым татарской республикой, которая будет иметь право самостоятельного общения с другими странами, включая право решать вопрос о возвращении эмигрантов. Нарком иностранных дел РСФСР Г. Чичерин реагировал на эти требования очень нервно. В телеграмме на имя уполномоченного НКИД в Крыму он записал: 'Предложение обеспечить Крымский центр наркоминделом нелепое, бессмысленное, вредное, не имеет под собой никакого основания и должно быть безусловно отвергнуто. Крым не независимое государство, а республика в пределах федерации, как Карелия и Башкирия. В таких республиках никогда наркоминдела не бывает. Мысль о том, чтобы Крым осуществлял относительно Турции самостоятельную революционную политику, настолько вредна и опасна, что ее достаточно, чтобы решительно отказаться от этого проекта'. Не ограничившись телеграммой, Чичерин подготовил проект решения политбюро ЦК РКП(б) об отказе Крымскому ревкому в создании самостоятельного комиссариата иностранных дел. Ленин полностью солидаризировался с наркомом.
В.Ленин и М.Калинин подписали декрет об образовании Крымской АССР 18 октября 1921 г. Через месяц, в ноябре, республика была конституирована на учредительном съезде советов Крыма. Принципиально важен вопрос о том, какой характер имела крымская автономия - национальный или территориальный? Ленинский Совнарком сначала создавал автономии обоих типов, но со временем остались только национальные. Крымская АССР стала уникальным автономным образованием, сохранявшим территориальный характер.
Местная перепись населения 1921 г. показала, что Крым населяли пять больших национальных групп, совокупная численность которых приближалась к 90% всего населения: русские, украинцы, крымские татары, немцы и евреи. Больше половины населения полуострова составляли русские и украинцы (перепись учитывала их как одну национальную группу) - 51,5%. Удельный вес горных и степных татар (они этнографически отличаются) во время этой переписи существенно увеличился - до 25,9%. Это объяснялось массовой эмиграцией русского населения в годы гражданской войны. 6,9% населения составляли евреи и крымчаки (перепись объединила эти национальные группы по признаку общего вероисповедания). 5,9% населения были немцами - по большей части потомками выходцев из швейцарских кантонов. Общая численность населения в 1921 г. составляла 719,5 тыс. человек.
Исходя из такого этнического состава населения, крымская автономия могла быть только территориальной. Однако Кремль создавал видимость того, что Крымская АССР имеет, подобно всем другим автономиям, национальный характер. На ведущие должности в республике выдвигались деятели крымскотатарского происхождения. Председателем КрымЦИК стал Ю. Гавен, а председателем КрымСНК - С. Саид-Галиев.
Подобная стратегическая линия относительно Крыма была разработана в Кремле задолго до образования Крымской АССР. В воспоминаниях, написанных сразу после смерти В. Ленина, председатель Крымского ревкома Ю. Гавен рассказал о своей встрече с председателем Совнаркома в феврале 1919 г. Ленин, по его свидетельствам, говорил: 'Национальный вопрос требует наиболее вдумчивого и осторожного отношения. Имейте в виду, что именно в этом вопросе многие из нас, большевиков, чаще всего сбиваются с правильного пути... Пусть маленькая Крымская республика станет одним из факелов, распространяющих свет пролетарской революции в России'.
О демонстративном характере образования территориальной автономии с предоставлением ей внешнего вида крымскотатарской свидетельствует использование в Конституции Крымской АССР понятия государственного языка. Как правило, большевики уклонялись от практики предоставления какому-либо языку статуса государственного, чтобы не создавать конкуренцию реально господствующему русскому языку. По Конституции Крымской АССР, государственными языками провозглашались русский и крымскотатарский.
3. Проект Еврейской Республики
Главным содержанием национальной политики Кремля в 20-е гг. была политика коренизации, то есть укоренения компартийно-советских структур власти в национальных республиках. Суть политики, провозглашенной в апреле 1923 г. XII съездом РКП(б), заключалась в том, чтобы управленческие структуры овладевали языками и культурными традициями местного населения, а также пополнялись за счет его представителей. Это должно было обеспечить Кремлю контроль над периферией не только силовыми, но и административно-политическими средствами. Кроме того, проводимая на местных языках идеологическая работа имела несопоставимо большую эффективность. Однако в официальных партийных документах декларировалось, что основной целью этой политики является содействие развитию культур и языков коренных национальностей. Политика коренизации действительно имела и такие последствия, но для московского центра главной целью было укоренение его власти на местах.
В Крыму политика коренизации приобрела, в первую очередь, вид татаризации, что соответствовало намерениям центра вынести на поверхность политической жизни крымскотатарские черты в территориальной автономии. Однако развертывание этой политики в Крыму привело к почти автоматической коррекции политического курса. Татаризация перестала быть господствующей на территории всего полуострова и сосредоточилась только в районах, где крымские татары составляли большинство населения.
Административное деление Крымской АССР было пересмотрено согласно потребностям национально-территориального районирования. Вместо 10 районов, существовавших в 1924 г., было образовано 16 районов, границы которых более-менее согласовывались с расселением по национальному признаку: пять татарских (Судакский, Алуштинский, Бахчисарайский, Ялтинский и Балаклавский), один немецкий (Биюк-Онларский) и один еврейский (Фрайдорфский). Другая половина районов имела смешанный состав населения, и национально-территориальное районирование осуществлялось в них (так же как в некоторых национальных районах) на уровне сельсоветов. На апрель 1930 г. функционировало 144 татарских, 106 русских, 37 немецких, 14 еврейских, 9 болгарских, 8 греческих, 3 украинских, 2 армянских сельсовета. 104 сельсовета имели смешанный состав населения и не считались национальными. В 1935 г. на базе 13 сельсоветов Фрайдорфского района, шести - Джанкойского и двух - Ишунского был создан еще один еврейский национальный район - Лариндорфский.
По инициативе благотворительной организации 'Джойнт', которая вместе с Американской администрацией помощи (АРА) участвовала в спасении голодающих на юге Украины в 1922-1923гг., стала распространяться идея еврейской сельскохозяйственной колонизации малозаселенных территорий на юге Украины и в северных районах Крыма. Этнократическое строение Советского Союза вселяло надежду на превращение группы национальных районов в автономную республику с определенными, пусть только внешними, признаками государственности. Поэтому идея еврейской колонизации слабозаселенных земель нашла отклик в среде советской интеллигенции и пролетаризированных масс городской бедноты еврейской национальности. В частности, идею поддержали еврейские секции партийных комитетов РКП(б) в России, Украине и Белоруссии. Вместе с тем Центральное бюро евсекций при ЦК РКП(б) выступило против уже тогда обсуждаемых проектов создания автономной еврейской области в отдаленных регионах азиатской России, в частности, на Дальнем Востоке.
Советские политические деятели подходили к идее еврейской сельскохозяйственной колонизации под углом зрения международных отношений. Создание еврейской республики в СССР они рассматривали как альтернативу образованию Израиля в заселенной арабами Палестине. Великобритания, имевшая мандат Лиги Наций на Палестину, активно содействовала осуществляемой сионистами колонизации.
В декабре 1923 г. политбюро ЦК РКП(б) образовало комиссию по изучению вопроса о еврейской сельскохозяйственной колонизации, которую возглавил заместитель председателя СНК СССР Александр Цюрупа. 8 февраля 1924 г. комиссия решила создать государственный комитет по землеустройству еврейских трудящихся - КомЗЕТ. Его возглавили Ю. Ларин и П. Смидович.
В советских верхах вокруг этой идеи развернулась борьба. Проект масштабного осаждения пролетаризированного еврейского люда на землю активно поддержали члены политбюро ЦК РКП(б) Л. Троцкий, Л. Каменев, Н. Бухарин. Высказались за его масштабную реализацию также нарком иностранных дел СССР Г. Чичерин, председатель ЦИК СССР М. Калинин, председатель ВУЦИК Г. Петровский. Против выступили нарком земледелия РСФСР А. Смирнов, нарком юстиции УССР Н. Скрипник, секретарь ЦК КП(б)У Э. Квиринг. На V??? Всеукраинской партконференции (май 1924 г.) последний заявил: 'Мы не возражаем против образования той или иной республики национального меньшинства, однако политический вопрос еврейской республики - специально собрать евреев в одно место - не выдерживает никакой критики'.
КомЗЕТ начал переселение еврейской бедноты в северные районы Крыма с прицелом создать в будущем национальную республику. Руководители крымских татар стали активно противодействовать его деятельности. Председатель ЦИК Крымской АССР Вели Ибрагимов стал настаивать на альтернативном переселении в Крым сотен тысяч татар, переселившихся в Турцию и другие страны в XIX - начале XX ст.
В январе 1926 года, по инициативе КомЗЕТ, политбюро ЦК ВКП(б) снова вернулось к вопросу об еврейской сельскохозяйственной колонизации. На этот раз для изучения вопроса была создана комиссия во главе с М.Калининым. По докладу Калинина политбюро ЦК приняло постановление с несколько осторожной формулировкой: 'Держать курс на возможность организации еврейской единицы при благоприятных результатах переселения'. Для колонизации выделялись свободные земли в Джанкойском и Евпаторийском районах Крыма, а также в Приазовье. Вскоре президиум ЦИК СССР одобрил разработанный КомЗЕТом план землеустройства на протяжении десяти лет 100 тыс. еврейских семей. В ответ В. Ибрагимов призывал татар явочным порядком расселиться на свободных землях полуострова.
Проект создания автономной республики в северном Крыму и в Приазовье не был реализован, в первую очередь, из-за нежелания мелких торговцев и ремесленников из еврейской среды заниматься сельскохозяйственным трудом. Даже в Крыму среди евреев нашлось совсем мало желающих переселиться из городов, и в корне изменить свой образ жизни. К тому же, этот проект был лишен поддержки с боку государства, которое с марта 1928 года начало расселение евреев на берегах Амура в районе Биробиджана.
4. Ликвидация Крымской АРСР
В отличие от россиян, украинцев и евреев, подавляющее большинство крымских татар и немцев проживало в сельской местности. Именно они больше всего пострадали от насильнический коллективизации сельского хозяйства, которая сопровождалась голодом и депортациями. Пытаясь ликвидировать нежелательные последствия политики коренизации, сталинский режим начал репрессировать национальную интеллигенцию, в первую очередь - крымскотатарскую. Если в Украине Кремль развернул репрессии против политических деятелей, обвиняемых в осуществлении 'петлюровский' украинизации, то в Крыму началась чистка аппарата от последователей Вели Ибрагимова, направленная на искоренение нежелательных политических последствий татаризации.
Согласно переписи 1939 года, численный состав десяти наибольших национальных групп населения Крымской АРСР был таким:
тыс. лиц %
1. Россияне 558,5 49,6
2. Татары 218,9 19,4
3. Украинцы 154,1 13,7
4. Евреи 65,5 5,8
5. Немцы 51,3 4,6
6. Греки 20,7 1,8
7. Болгары 15,3 1,4
8. Армяне 12,9 1,1
9. Белорусы 6,7 0,6
10. Поляки 5,1 0,5
11. Другие 17,5 1,5
Всего 1 126,4 100,0
Во время войны с гитлеровской Германией, общая численность населения Крыма резко сократилась. Его национальный состав претерпел коренные изменения.
В августе 1941 года чекисты осуществили первую депортацию по национальному признаку. Они вывезли из Крыма около 50 тыс. немцев, которые поселились здесь, по большей части, во времена Екатерины II. Формулировка обвинения была одной для всех: 'пособничество гитлеровским захватчикам'.
Во время оккупации гитлеровцы уничтожили 25 тыс. евреев. Погибли практически все, кто не смог или не пожелал эвакуироваться. Наряду с евреями уничтожались люди уникальной малочисленной национальности - крымчаки. Нацисты относили их к 'еврейской расе', поскольку издавна они исповедовали иудаизм.
В соответствии с постановлениями Государственного Комитета Обороны от 11 мая и 2 июня 1944 года, были выселены крымские татары, а также болгары, греки и армяне. Суммарное количество высланных на спецпоселение в Узбекистан составляло 238 тыс. человек. В составе населения стали преобладать россияне и украинцы. Если раньше были объективные основания для территориальной автономии Крыма, то теперь они исчезли. В июне 1945 года, Крымская АРСР была преобразована в область в составе РРФСР.
Депортируя крымских татар и представителей других 'нежелательных' национальностей из Крыма, в Кремле позаботились о том, чтобы не осталось следов их пребывания и на географической карте. Указом Верховного Совета РРФСР от 14 декабря 1944 года, было переименовано 11 из 26 районов и их райцентров, содержащих в названиях татарские или немецкие корни - Ак-Мечеть, Ак-Шейх, Биюк-Онлар, Курман-Кемельчи, Карасубазар, Сейтлер, Лариндорф, Фрайдорф. После официальной ликвидации автономии крымские областные организации представили на утверждение президиума Верховной Рады РРФСР ходатайства о переименовании 327 населенных пунктов. Фактически, указом президиума Верховной Рады РРФСР от 21 августа 1945 года, было переименовано 333 объекта административно-территориального деления. На конец лета 1945 года, среди названий 409 сельсоветов не осталось ни одного татарского.
5. Передача Крыма Украине
Выдающийся украинский мыслитель ХХ ст. И. Лысяк-Рудницкий напечатал в 1956 году в журнале 'Культура', издававшемся на польском языке в Париже, статью 'Новый Переяслав'. Статья посвящалась анализу курса Кремля относительно Украины после смерти Сталина. Лысяк-Рудницкий назвал три обстоятельства, дававшие право утверждать о радикальном изменении курса. Во-первых, руководящие должности в республике оказались преимущественно в руках местных людей, а ЦК Компартии Украины стал возглавлять украинец - В. Кириченко. Во-вторых, образование совнархозов существенно расширило компетенцию местных управленческих аппаратов, особенно в хозяйственной и культурной сферах. В-третьих, в связи с празднованием 300-летия Переяславской рады, Крымская область была присоединена к УССР.
Продолжение следует