The Christian Science Monitor взял интервью у президента Фатмира Сейдиу (Fatmir Sejdiu) в начале этого месяца
Чему научилось Косово за этот год?
Это был год интенсивного развития... Косово доказывает, что оно может существовать самостоятельно, и это напрямую связано продолжающимся формированием государственных институтов. Чтобы добиться этого, нам пришлось идти на жертвы. Мы три года вели переговоры о статусе... Нас серьезно поддерживали Европейский Союз и Соединенные Штаты. Впрочем, кое-кто нас совсем не поддерживал. Российская Федерация заблокировала продвижение этого вопроса в Совете безопасности ООН.
Мы уже открыли десять посольств и планируем открыть еще несколько. Нас признали все ключевые страны региона за исключением Сербии и Греции. Мы признаны тремя четвертями стран Европейского Союза, семь из восьми стран 'Большой восьмерки' называют нас государством.
А в чем главные проблемы?
Несколько задержалось открытие миссии ЕС... Впрочем, 9 декабря, она приступила к работе... Увы, Сербия продолжает цепляться за иррациональный подход, в результате возникли параллельные структуры, и они, к сожалению, создают проблемы. Каждый год Сербия тратит 200 миллионов евро на поддержку этих анклавов. Хуже всего, что она поддерживает иллюзию того, что вопрос о статусе Косово окончательно не разрешен...
Я считаю, что Сербия и правительство в Белграде должны доказать, что они истинные европейцы, выдать оставшихся военных преступников и смотреть в будущее. Я всегда говорил, что предыдущие правительства знали, где находятся разыскиваемые сербы. Сербии не место в Евросоюзе, пока она укрывает этих преступников - ни в Евросоюзе, ни в НАТО.
Я не думаю, что у Белграда хватит политической смелости, чтобы отойти от неконструктивного подхода. Однако Косово усиливает интеграцию. Мы не сможем забыть, через что мы прошли как народ, однако мы готовы оставить этот опыт в стороне ради регионального сотрудничества на Западных Балканах.
Нарушает ли план ООН, фактически узаконивающий сербские параллельные структуры, вашу конституцию?
Да ... для нас это неприемлемо. У нас уже был план бывшего финского президента Мартти Ахтисаари (Martti Ahtisaari), на который мы согласились. Против плана ООН мы выступали и продолжаем выступать.