Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Когда Москва занимается пиаром

Когда Москва занимается пиаром picture
Когда Москва занимается пиаром picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В январе месяце телефонные счета GPlus Europe составили круглую сумму. Эксперты этой компании по связям с общественностью, с офисами в Лондоне и Брюсселе, в разгар российско-украинского газового кризиса по много раз на дню связывались с Кремлем и московским Белым домом. На другом конце провода не покладая рук трудились за своими компьютерами...

В январе месяце телефонные счета GPlus Europe составили круглую сумму. Эксперты этой компании по связям с общественностью, с офисами в Лондоне и Брюсселе, в разгар российско-украинского газового кризиса по много раз на дню связывались с Кремлем и московским Белым домом. На другом конце провода не покладая рук трудились за своими компьютерами российские высокопоставленные чиновники, отвечающие за пиар в администрациях Дмитрия Медведева и Владимира Путина. Их задача - быть оперативными, возлагать на Киев вину за случившееся, поставлять информацию мировым СМИ. Свершилось: Россия вступила в эру пиара, отношений с общественностью.

 

'В прежние времена в кризисных ситуациях русские, как правило, замыкались в себе и говорили 'нас никто не любит', - рассказывает Тим Прайс (Tim Price), один из пятидесяти экспертов GPlus Europe. - Теперь они постоянно излагают свою позицию. Перед Рождеством руководители 'Газпрома' приехали в Европу, чтобы предупредить, что с Украиной существуют разногласия, которые в конечном итоге выльются в крупные проблемы'. После этого пресс-релизы, пресс-конференции, выступления российских официальных лиц сыпались как из рога изобилия.

 

Пиар не может творить чудеса: жесткость невозможно замаскировать под акт доброй воли, а культуру непрозрачности - под открытость. По данным опроса общественного мнения, проведенного GlobeScan для BBC в 21 стране среди 13 000 людей, имидж России в 2008 году серьезным образом ухудшился (42% отрицательных ответов, +8% за один год). Однако в случае этого газового кризиса европейские импортеры газа не считали Москву единственным виновником случившегося. Российским власти, которые стали лучше владеть пиаровским инструментарием, смогли сделать акцент на политическом хаосе, царящем на Украине; внутри страны, им также удалось замолчать - в теленовостях, подготовленных под диктовку - социальные потрясения, которые несет с собой экономический кризис.

Кто лучше всего пригоден для общения с западными СМИ, как не бывшие журналисты? В команде GPlus Europe, специализирующейся на связях с европейской общественностью, много известных имен: Бернар Волкер (Bernard Volker), бывший столп службы международной информации телеканала TF1 ; Филипп Лемэтр (Philippe Lemaitre), тридцать пять лет проработавший корреспондентом Monde в Брюсселе; Ангус Роксбург (Angus Roxburgh), бывший корреспондент Sunday Times и BBC в Москве; Джон Уайлс (John Wyles), восемнадцать лет проработавший в Financial Times; Майкл Черный (Michael Tscherny), начинавший свою брюссельскую карьеру в Agence Europe; Найджел Гарднер (Nigel Gardner), бывший журналист и продюсер BBC, который в конце 2000 года создал вместе с Питером Гилфордом (Peter Guilford) агентство GPlus. Гилфорд проработал три года корреспондентом Times в Брюсселе, а затем решил делать карьеру в области связей с общественностью.

Во время нового конфликта с Украиной приоритетной задачей российских властей было не повторять ошибки, совершенные в ходе первого газового кризиса, имевшего место в начале 2006 года. 'В свое время было допущено немало промахов, - признает Дмитрий Песков, глава пресс-службы премьер-министра Владимира Путина. - Тогда мы недооценили, как важно разъяснять то, что происходит'.

Россия внезапно прекратила поставки на Украину, не попытавшись ничего объяснить европейцам. Тогда Киев сдался через несколько дней и согласился на новые цены, но имидж режима Владимира Путина существенно пострадал. 'В то время 'Газпрому' нужно было решить серьезную проблему, однако восприятие этой проблемы за границей его не сильно беспокоило', - вспоминает Том Блэкуэлл (Tom Blackwell), глава московского филиала и вице-президент компании PBN, чьим клиентом тогда был 'Газпром'.

Этот конфликт случился в неподходящее время для Москвы - за несколько месяцев до беспрецедентного проведения саммита 'большой восьмерки' в Санкт-Петербурге - символ громкого возвращения страны на международную арену. Для того чтобы наилучшим образом осветить это событие в СМИ, Кремль принял решение нанять компании Ketchum (в ее зону ответственности входили Северная Америка и Япония) и GPlus Europe, обе фирмы принадлежали гиганту сектора Omnicom Group. Сумма контракта, который в последствие был продлен, составляла несколько миллионов долларов. В то время 'Газпром' остановил свой выбор на тех же компаниях по связям с общественностью, что и российское правительство. Можно в этом усматривать попытку координации действий с исполнительной властью, но главным образом это - дополнительное свидетельство того, что газовый гигант является важным инструментом внешней политики России.

Осознание необходимости работы с общественным мнением пришло к властям после тяжело пережитого опыта 'цветных революций' 2003-2004 годов на Украине и в Грузии. В то время российские телеканалы утверждали, что жители этих стран стали жертвами манипуляций. Лихорадочный тон комментаторов мог сравниться разве что со смятением Кремля, которого застали врасплох эти мирные и демократические движения. В официальном дискурсе, транслировавшемся усердными экспертами и телеканалами, беспрекословно повинующимся приказам власти, со временем сформировался образ вражеского фронта: в него входили ЦРУ и его британский коллега MI6, филантроп Джордж Сорос, бывший чемпион мира по шахматам и оппозиционер Гарри Каспаров, НПО, не говоря уже об украинцах и грузинах, бывших братьях, ставших троянскими конями интересов Запада. Все они, как утверждала официальная доктрина, стремились помешать возрождению России.

Молниеносная война августа 2008 года с Грузией послужила испытанием - с неоднозначными результатами - для российских властей на владение современным искусством пиара в условиях сверхмедиатизированного конфликта. 'Москва извлекла уроки из августовской войны в Грузии, - утверждает Кирилл Бабаев, вице-президент телекоммуникационной компании 'Алтимо' и специалист по связям с общественностью. - В первые дни конфликта Россия проиграла сражение на коммуникационном фронте, потому что с иностранными журналистами не было никаких контактов, в то время как члены правительства Грузии были для них доступны круглые сутки'.

На протяжении этих напряженных августовских дней GPlus Europe от лица России, агентство Aspect - от Грузии, заполонили сообщениями ящики электронной почты журналистов зарубежных СМИ. Каждая из сторон утверждала, что ее информация основана исключительно на фактах. Специалисты по связям с общественностью ожесточенно бились, отстаивая каждый свою версию поминутной хронологии первых часов конфликта 7 августа. 'Сначала говорили, что пиар-битву выигрывают русские, потом, что - грузины, - говорит Тим Прайс из GPlus Europe. - Однако в сентябре руководители Грузии признали, что проиграли это сражение по ключевому вопросу: все считали, что именно они начали войну'.

Представитель грузинской стороны, хорошо знакомый с ходом событий, отмечает контраст, наблюдавшийся в начале кризиса. 'В первые дни конфликта освещение в СМИ было для нас очень позитивным, - говорит он. - Руководители были доступны для журналистов, мы отдавали предпочтение международным англоязычным СМИ, а русские были очень закрыты, они осуществляли коммуникацию только через официальные агентства'.

Использование компаний по связям с общественностью стало правилом не только для властных структур, но и для крупных промышленных корпораций. С помощью западных советников они пытаются создать образ компании, привлекательный для потенциальных инвесторов, и изменить стойкий имидж российской экономики: негарантированное право собственности, непрозрачный состав акционеров, нереформированная банковская система и т.д. 'На самом деле серьезных пиар-компаний - около десяти, - утверждает Кирилл Бабаев из 'Алтимо'. - Те же фирмы, что занимаются только одним-двумя клиентами, рискуют исчезнуть в условиях кризиса'.

Однако Москва использует не только пиаровские конторы, чтобы улучшить свой имидж. 'Этой работой нужно заниматься постоянно, - говорит Дмитрий Песков. - Это как езда на велосипеде - нужно все время крутить педали, чтобы не упасть'. Российские власти разработали много проектов, созданных по образу и подобию штатовских. В 2005 году Россия запустила телеканал Russia Today, рассчитанный на мировую аудиторию и призванный освещать московскую точку зрения на текущие события. И, действительно, зачем предоставлять полную свободу действий CNN и BBC? Однако качество этого альтернативного проекта оставляет желать лучшего. Еще одна инициатива: в июне 2007 года Владимир Путин подписал указ о создании фонда 'Русский мир' в целях 'популяризации русского языка, являющегося национальным достоянием России и важным элементом российской и мировой культуры, а также для поддержки программ изучения русского языка за рубежом'. Бюджет фонда - 20 миллионов долларов.

И, наконец, в начале 2008 года в Париже был открыт 'Институт демократии и сотрудничества'. Замысел принадлежит Путину, возглавляет его Наталия Нарочницкая, бывший депутат Госдумы от националистической партии 'Родина'. Пока деятельность института широкого резонанса не получила. Его цель, до достижения которой пока далеко - стать российским вариантом знаменитых аналитических центров, таких как Институт Като или Институт Брукингса, и освободить Россию со скамьи подсудимых в вопросах прав человека.

'Мы хотим изучить вопрос прав меньшинств в Европе, вопрос суверенитета, или, например, европейской миссии в Косово', - объясняет г-жа Нарочницкая, которая надеется 'на углубленный диалог, основанный на ценностях, а не на упрощенных стереотипах'. Стереотипы создаются СМИ. А СМИ, говорит она, 'являются основным инструментом манипуляции массами. Поэтому интерпретация фактов приобретает большое значение'.