Потрясения, вызванные экономическим кризисом, выявили разногласия в прогнозах и подходе к решению проблем, существующие между президентом России Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным.
Кремлеведы полностью сбиты с толку. Недавние заявления и решения Дмитрия Медведева заронили сомнения - не пытается ли президент России, избранный год назад на пост, который ранее занимал Владимир Путин, отмежеваться от своего предшественника и утвердиться в роли независимого лидера России?
'Он решился на шаги, которые еще шесть месяцев назад представлялись невозможными. Он совершал зарубежные визиты, встречался с другими главами государств, приобрел опыт и уверенность в себе', - говорит политолог Дмитрий Орешкин. Его слова находят свое подтверждение в событиях, имевших место на этой неделе: Дмитрий Медведев уволил министра и четырех губернаторов регионов, назначенных во время президентства Путина. В конце прошлого года он уже отправил в отставку президента Ингушетии, экс-шпиона и приближенного Владимира Путина.
Грузия и экономический кризис помогли Медведеву обрести больше самостоятельности
Когда в марте прошлого года Дмитрий Медведев был избран подавляющим большинством голосов, казалось, что он обречен на роль верного и лояльного преемника. Либеральный юрист со слабой харизмой, новый глава Кремля не скрывал, что восхищается своим примером для подражания - Владимиром Путиным, который на протяжении всей их семнадцатилетней профессиональной дружбы был его начальником. Отношения по принципу учитель-ученик, которые успокаивающе влияли на электорат, рассчитывающий, что передача власти будет должным образом организована.
'Однако война в Грузии, напротив, стала поворотным моментом. Дмитрий Медведев почувствовал, что не владеет ситуацией, и что он, президент, играет роль марионетки, которой манипулирует его премьер-министр', - уверяет Борис Карелин, журналист и тонкий знаток властных игр.
Через шесть месяцев обострение экономического кризиса в России вызвало рост недовольства среди населения и стало предметом публичных разногласий между Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным. Президент сначала заявил, что правительство (а, значит, и премьер-министр) допустило ошибки в своей работе. Он сказал, что указал премьеру на это, что совершенно нормально.
Критика путинского периода раздается все чаще
Затем либералы из ближнего окружения президента сделали заявления, идущие вразрез с оптимизмом Владимира Путина относительного быстрого выхода из кризиса. Игорь Шувалов, несмотря на то, что является первым заместителем премьер-министра, считает, что экономический рост в этом году будет нулевым, если не отрицательным. А Герман Греф, бывший министр, возглавляющий сегодня главный банк России 'Сбербанк', сделал еще более пессимистический прогноз: 'Мы должны приготовиться к тому, что кризис продлится три года!'.
Ну и наконец либеральный 'мозговой центр', созданный президентом, жестко раскритиковал антикризисный план премьер-министра и заявил, что в структуре экономики страны наблюдаются фундаментальные недостатки. Атака на унаследованную от Путина систему управления экономикой с сильным государственным регулированием.
'Все эти критические высказывания были сделаны с одобрения Дмитрия Медведева', - уверяет Борис Карелин. 'Конечно же открытого конфликта между президентом и премьер-министром не было. Однако отношения между двумя командами ухудшились. Президент чувствует поддержку со стороны новой либеральной элиты, в которую входят губернаторы и бизнесмены. Силовики (представители спецслужб, чье влияние сильно возросло после прихода к власти Владимира Путина - прим. La Croix) понимают, что теперь им нужно реагировать . . . ', - добавляет Дмитрий Орешкин.
'Это всего лишь слухи, - возражает Андрей Колесников, летописец президентства Путина. - Они вместе принимают решения. Критические высказывания Медведева? Это часть их договоренностей. Президент должен делать публичные упреки в адрес своего премьер-министра . . . '. Последствия экономического кризиса, возможно, покажут, являются ли эти разногласия не более чем дымовой завесой.