Во вторник, 17 февраля, российские власти впервые признали, что их страна вошла в фазу экономического спада. Заместитель министра экономического развития Андрей Клепач заявил о падении валового внутреннего продукта (ВВП) России на 2,2% в 2009 году (ранее динамика снижения предполагалась на уровне 0,2%). С наступлением этого спада завершается восьмилетний период непрерывного роста, подстегиваемого нефтяными доходами и развитием потребления. В январе в России было отмечено беспрецедентное падение промышленного производства, которое снизилось на 16 % по сравнению с январем 2008 года, по утверждению Росстата.
Этот спад демонстрирует, какое влияние оказал на страну мировой кризис. Сотни заводов теперь простаивают из-за отсутствия заказов. В автомобилестроении и металлургии рабочая неделя для миллионов трудящихся сократилась до трех дней. Уровень безработицы достиг 7,7%.
Другим повезло еще меньше. В начале февраля российские кадровые агентства за одну неделю зарегистрировали 90 000 новых безработных. Больше всего опасаясь волны социальных протестов, Кремль пытается минимизировать негативные последствия сложившейся ситуации. Причем в промышленных районах Урала (в Екатеринбурге, Челябинске, Магнитогорске) данные по безработице являются государственной тайной. В одном только в Магнитогорске уровень безработицы с октября 2008 года вырос в пять раз.
Наиболее пострадала строительная отрасль. Широкомасштабные строительные проекты, ставшие символами путинской России, остановлены. "Газпром" отказался от возведения своей гигантской 300-метровой башни в Санкт-Петербурге. В Москве замедлилось строительство делового центра "Москва-Сити". Башня "Россия", которая должна была стать самым высоким зданием Европы (118 этажей при высоте в 612 метров), не будет построена. Дыра, зияющая на месте ее фундамента, символизирует конец "российского чуда".
Строительство олимпийского городка в Сочи (где должны состояться зимние Олимпийские игры 2014 года), которое Кремль объявил "национальным приоритетом", тоже под вопросом. Российские частные компании не торопятся принять участие в объявленном тендере.
Как и в конце 1990-х годов, в самые мрачные моменты переходного периода, сегодня возродилась практика задержки зарплат, бартерных сделок и задолженности фирм друг перед другом. В Магнитогорске работники сети супермаркетов "Класс" получают 20% своей зарплаты в форме специальных карт на покупку товаров. Подобной системой довольны немногие, поскольку цена продуктов, продаваемых в сети "Класс", в среднем на 30% выше, чем в других магазинах. Цены на импортные автомобили и предметы роскоши указываются не в рублях, а в невероятных "условных единицах", то есть в валюте, курс которой продавец устанавливает по своему усмотрению.
Кредитный кран перекрыт
Единственная хорошая новость состоит в том, что рубль, чей курс за два месяца рухнул на 35%, только что на 5% подорожал по отношению к валютной корзине (то есть к паре доллар - евро), операционному ориентиру курсовой политики ЦБ. Чтобы защитить национальную валюту, Центробанк вбросил на валютный рынок около 200 миллиардов долларов (160 миллиардов евро). Ему пришлось поддержать кредитную сферу, только в последней декаде января предоставив банкам рублевых кредитов на сумму, эквивалентную 214 миллиардам долларов. Но в этот самый момент рубль подешевел на 18%, поскольку вместо того, чтобы вбрасывать эти денежные средства в экономику, банки поспешили обменять рубли на доллары, подстегивая падение национальной валюты.
"Для них это было единственным способом заработать денег", - объясняет Василий Солодков из московской Высшей школы экономики. Наталья Орлова, главный экономист частного "Альфа-банка", подтверждает, что банковские структуры использовали "практически все деньги, полученные в результате кредитных операций", чтобы создать себе "долларовую подушку" - 80 миллиардов, по оценке министра финансов Алексея Кудрина, - что негативно отразилось на курсе рубля. Тогда Центробанк поднял процентные ставки и перекрыл кредитный кран. Падение рубля было, таким образом, приостановлено, а экономический рост заблокирован.
"В то время как во всем мире центральные банки снижают процентные ставки и облегчают доступ к кредитам, в России складывается противоположная ситуация", - с сожалением отмечает один из мелких предпринимателей Магнитогорска. Он с горечью говорит о том, что напрасно поверил заявлениям премьер-министра Владимира Путина: "Полгода назад он говорил нам, что рубль заменит доллар, а теперь он упал на 30%".
Агентство Fitch Ratings, последовав примеру агентства Standard & Poor's, понизило рейтинг России. Речь идет о первых двух случаях понижения рейтинга России с 1998 года, когда страна девальвировала рубль и объявила о прекращении платежей по обязательствам на сумму в 40 миллиардов долларов.
Реакция премьер-министра России была резкой. С сожалением говоря о "полной зависимости" России от международных рейтинговых агентств, г-н Путин предложил создать национальные рейтинговые агентства, которые "будут в своих оценках учитывать специфику российского рынка".
Перевод: Анастасия Вербицкая