Каким образом наша страна может использовать достижения в развитии экономического сотрудничества с Россией для продвижения вперед по пути решения насущного вопроса о возвращении Северных территорий? Правительство должно продолжать вести активные переговоры с российским руководством с целью окончательного решения территориальной проблемы, затрагивающей четыре удерживаемых Россией острова к востоку от Хоккайдо.
Премьер-министр Таро Асо посетил в среду остров Сахалин (Карафуто), где провел переговоры с президентом России Д.Медведевым. Этот визит стал первым за всю послевоенную историю визитом японского премьер-министра на этот остров.
Касаясь территориальной проблемы, российский президент выразил свое намерение ускорить процесс переговоров 'новым творческим и гибким подходом'. Это не может не говорить о том, что руководство России ищет новые свежие пути, чтобы сдвинуть с мертвой точки проблему суверенитета над четырьмя островами.
В свою очередь, Таро Асо, после переговоров заявил: 'До тех пор пока та сторона (российская) рассматривает вариант возвращения только двух островов из четырех, а эта сторона (японская) требует возвращения всех четырех островов, прогресса в переговорах не будет. Политики должны принять окончательное решение, исходя из заключенных в прошлом деклараций и договоров'.
Похоже, что японский премьер-министр испытывает решимость всецело посвятить себя решению территориального вопроса. Однако при этом погоня за политическими результатами не должна привести к отказу от позиции, которую столь долгое время занимала вся нация.
Россия пытается решить проблему, опираясь на положения Совместной советско-японской декларации от 1956 года, согласно которой, после подписания между двумя странами мирного договора произойдет возвращение только двух островов - Шикотана и Хабомаи. Но ведь и остающиеся два острова, Кунашир и Итуруп, являются исконными территориями Японии.
В 2006 году Таро Асо, в бытность свою министром иностранных дел Японии, озвучил возможность добиваться возвращения только лишь Кунашира, Хабомаи и Шикотана. По некоторым сообщениям, ряд российских экспертов предлагают решить проблему возвратом Хабомаи и Шикотана, плюс переходом к совместному освоению Кунашира и Итурупа.
Планируемый в мае этого года визит в Японию премьер-министра России В. Путина станет еще одним важным этапом. Переговоры по территориальной проблеме напрямую затрагивают национальные интересы двух стран. В этой связи чрезвычайно важным является понимание намерений России и очень внимательный подход к проведению самих переговоров.
На прошедшей в среду сахалинской встрече российская сторона подтвердила свое стремление в кратчайшие сроки урегулировать ситуацию, вызванную требованием заполнения миграционных карточек для граждан Японии, посещающих эти четыре острова. Если Россия действительно намерена серьезно подходить к решению территориальной проблемы, она должна быстро решить и этот вопрос.
На этот раз японский премьер-министр принял предложение российского президента и посетил церемонию пуска в строй нефтегазового проекта 'Сахалин-2', своими инвестициями в котором участвуют и японские компании. 'Сахалин-2' является также первым российским проектом по экспорту сжиженного природного газа (СПГ).
Испытывая трудности глобального экономического кризиса, Россия стремится, во-первых, расширить рынок сбыта природного газа, который сейчас сконцентрирован в Европе, включив в него страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а во-вторых, внедрить у себя японские технологии и привлечь японские инвестиции. Японии же, со своей стороны, выгодно диверсифицировать источники поставки энергоресурсов, чему будет способствовать импорт СПГ из России.
Однако не стоит забывать и о том, как российское правительство насильственными действиями захватило контроль над управлением проектом 'Сахалин-2' на финальной стадии его развития. Если мы хотим и дальше развивать экономические связи с Россией, японское правительство должно потребовать от своего партнера увеличить открытость своей инвестиционной среды.
Перевод с японского: Сергей Коцюба, представительство 'РИА Новости' в Токио.