В России сегодня, как и вчера, тех, кто осмеливается бросать вызов Кремлю, преследуют, избивают, убивают. Те, кто хочет критиковать, вести расследования или во весь голос заявлять о своих правах рискуют жизнью. С момента
прихода к власти Владимира Путина в 2000 году 18 журналистов поплатились жизнью.
Игорь Домников, скончавшийся 16 июля 2000 г. от нанесенных ему молотком ран, Пол Хлебников, застреленный 9 июля 2004 г., Анна Политковская, застреленная 7 октября 2006 г., и еще пятнадцать журналистов, ставших жертвами наемных убийц. Эта тенденция заставлять умолкать несогласные голоса достигла своей кульминации 19 января, когда было совершено двойное убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. В тот день убийце потребовалась изрядная доля хладнокровия - или твердая уверенность в собственной безнаказанности, - чтобы действовать посреди бела дня в центре Москвы, который, как считается, находится под пристальным наблюдением, а затем уйти пешком, как ни в чем не бывало. Несмотря на то, что народу вокруг было много, опрос свидетелей ничего не дал, составить фоторобот убийцы в маске оказалось невозможным.
Такова российская аксиома - убийства политического характера всегда остаются не раскрытыми. Суд над предполагаемыми убийцами Анны Политковской - яростного критика Кремля - стал очередным тому свидетельством. Следователям затыкали рот, вещественные доказательства исчезали, требования судьи игнорировались, было принято совершенно неуместное решение о проведении заседания суда в закрытом режиме - этот судебный процесс был всего лишь фарсом. Ни убийцы, ни заказчика на скамье подсудимых не было. Однако у следователей в руках находилось орудие преступления и видеозаписи лиц, следовавших за журналисткой за сорок восемь часов до совершения преступления. Более того, следователи установили, что причиной убийства Анны Политковской послужила ее профессиональная деятельность, и что она находилась под наблюдением служб безопасности (ФСБ).
По всей видимости, убийцы пользуются надежной защитой. Они - над законом. Это должно было бы встревожить находящийся у власти тандем 'юристов' - президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин закончили юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Их молчание демонстрирует, что ценности правового государства в России не стоят и гроша.
Так как же может страна, где царит такое пренебрежение к человеческой жизни, свободе и правосудию, претендовать на вхождение в сообщество демократических государств? Как можно воспринимать в серьез предложение президента Медведева о создании нового порядка безопасности в Европе, если руководящие Россией автократы настолько открыто попирают фундаментальные европейские ценности?