МОСКВА - На прошлой неделе Россия отметила 20-ю годовщину вывода советских войск из Афганистана - под аккомпанемент деклараций российских лидеров о том, что они действительно, на самом деле и вполне искренне не хотят, чтобы американская военная миссия в этой стране потерпела такое же унизительное поражение, как и СССР.
Однако на практике очень часто кажется, будто Россия не в состоянии решить, в чем же состоит ее интерес: чтобы рискованное предприятие американцев в Афганистане увенчалось успехом, чтобы оно потерпело провал, или чтобы все так же медленно и мучительно продолжалось - давая повод для тайных усмешек в кулуарах Кремля.
Эти противоречивые побуждения получили в феврале новое подтверждение, когда бывшая советская республика Киргизия объявила о закрытии ключевой американской военной базы на своей территории, через которую осуществляется снабжение войск НАТО в соседнем Афганистане. Совершенно очевидно, что произошло это по настоянию Москвы. В то же время, русские заявили, что разрешат перебрасывать через российскую территорию не относящиеся к оружию грузы для обеспечения натовской миссии во главе с США.
Двойственность России во многом определяется возобновившимися попытками Москвы воссоздать свою зону влияния, продемонстрировать свою мощь на постсоветском пространстве и усилить напряженность в отношениях с США по целому ряду вопросов. Обеспокоенность России по поводу предполагаемого посягательства Запада заставила ее начать августовскую войну с Грузией, которая хочет стать членом НАТО. Теперь она нацеливается на Афганистан.
Кремль при Владимире Путине не скрывая продемонстрировал следующее. Поскольку Соединенные Штаты Америки совершают определенные маневры по соседству с Россией, Кремль также должен усиливать свой контроль - даже если это затруднит снабжение натовской миссии в Афганистане.
"Россия хочет быть единственным хозяином на центральноазиатских территориях, - говорит создатель российской исследовательской группы Центр изучения современного Афганистана Андрей Серенко, - Россия заинтересована в том, чтобы максимально осложнить там жизнь США. Она хочет, чтобы переброски американских войск в Афганистан зависели от воли и согласия Кремля".
Снаружи все выглядит так, будто России есть что терять в Афганистане. Москва опасается распространения исламского экстремизма через Афганистан на Центральную Азию и далее на юг России, где она годами ведет войну с исламистским повстанческим движением в Чечне и близлежащих регионах.
Чтобы противостоять серьезной проблеме контрабанды героина, России надо в срочном порядке добиться от афганских властей свертывания производства опийного мака. И конечно, учитывая исторический опыт России, можно ожидать, что она будет сопереживать по поводу затруднений миссии НАТО.
Наряду с озабоченностью из-за присутствия вблизи границ России американских военных Кремль, похоже, не хочет оказывать США сколь-либо значимую помощь, пока не узнает, каково отношение к нему со стороны администрации Обамы. При Джордже Буше отношения серьезно испортились, когда он предложил Украине и Грузии вступить в ряды НАТО, а также выдвинул план создания системы противоракетной обороны для Восточной Европы. Обама пока не сказал, будет ли он продолжать этот курс.
"Для России это очень затруднительный момент, потому что она пытается понять планы администрации Обамы, - говорит эксперт по Южной Азии из московского Института востоковедения Владимир Сотников, - в российской политической элите идет борьба между прагматиками и консерваторами. Прагматики выступают за новую главу в российско-американских взаимоотношениях, а консерваторы мыслят старыми категориями - "посмотрите, никаких крупных перемен не произойдет, поэтому давайте закроем американскую базу"".
Российская позиция по Афганистану будет иметь все более важное значение, поскольку президент Обама продвигает свой план подавления повстанческого движения талибов в этой стране и поиска лидеров "Аль-Каиды" вдоль никому не подконтрольной пакистанской границы. На прошлой неделе он заявил, что направит в Афганистан дополнительно 17000 американских военнослужащих. Тем временем, снабжение этих войск через территорию Пакистана становится все более трудным занятием.
И хотя чиновники из администрации призывают начать новую эпоху в отношениях с Россией (вице-президент Джозеф Байден (Joseph Biden) недавно сказал, что пора нажать "кнопку перезагрузки"), они также начинают проявлять раздражение по поводу Афганистана.
"Русские пытаются добиться двойного успеха, что касается Афганистана, действуя через "Манас", - сказал на прошлой неделе по поводу базы в Киргизии министр обороны Роберт Гейтс (Robert M. Gates), - и вопрос сейчас стоит так. С одной стороны, вы делаете позитивные заявления о готовности взаимодействовать с нами по Афганистану, а с другой - вы действуете против нас, что касается аэродрома, столь очевидно важного для нас. Так как же нам поступать в такой обстановке?"
Гейтс выразил надежду на то, что Соединенные Штаты Америки сумеют заключить новое соглашение с Киргизией, чтобы база не закрывалась. В его заявлении прозвучала мысль о том, что администрация знает: для улучшения ситуации в Центральной Азии ей, скорее всего, придется действовать через Москву.
Депутат парламента от путинской партии Игорь Баринов, являющийся известным экспертом по военным вопросам, говорит о том, что Кремль понял один важный момент. В Афганистане у него очень много общих целей с Вашингтоном. По словам Баринова, он бы даже разрешил со временем перебрасывать через Россию в Афганистан боевую технику и оружие. (Как и другие высокопоставленные российские представители, он говорит о том, что нет никаких шансов на отправку Кремлем в Афганистан войск из России - по вполне очевидным причинам.)
Вместе с тем, Баринов отмечает, что пока российскому руководству очень трудно отмести в сторону свои давние недовольства и обиды.
"Многие эти вещи, - говорит он, - являются следствием отношения НАТО в последние годы к важным для обеих сторон вопросам, которые затрагивают интересы России - начиная с Балкан и Югославии, Косово, продвижения НАТО на восток, и кончая Украиной, Грузией и прибалтийскими государствами. Если бы мнению России уделялось больше внимания, то ситуация сегодня была бы намного лучше".
Высказывающийся довольно откровенно представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин часто отмечает, что Кремль считает стабилизацию обстановки в Афганистане настолько важным делом, что даже в период роста напряженности в отношениях с Западом он не пошел на разрыв своих соглашений о переброске грузов невоенного назначения по территории России.
Рогозин в этом месяце вновь заявил, что Россию серьезно беспокоит распространение исламского экстремизма. Вместе с тем, он не постеснялся выразить легкое удовлетворение по поводу того, что могущественные американцы показали себя ничуть не лучше, чем Советы.
"Они повторили все наши ошибки, и наделали кучу собственных ошибок", - сказал он.