Украина редко попадает в поле зрения Запада, кроме как в период кризиса - будь это, 'оранжевая революция' или очередной спор с Россией о ценах на газ. Если бы в прошлом году Центр внешней политики (Foreign Policy Centre) провел мероприятие, посвященное энергетической безопасности на Украине, оно бы привлекло не слишком много внимания. Все изменилось в праздник Нового года, когда Россия решила отключить Украине газ, в результате чего в Восточной Европе, где как раз стояли морозы, стало холодно и тревожно.
В то время как многих справедливо волнует человеческое измерение кризиса, нам следует понимать мотивы, стоявшие за спором. Мало кто думает, что речь шла о заурядных коммерческих разногласиях между двумя газовыми компаниями, не сумевшими вовремя договориться о ценах на следующий год. Украинцы и русские уже вроде бы сошлись на том, что цену следует поднять со 175 долларов за тысячу кубометров до 235, но тут 'Газпром' внезапно изменил условия и стал настаивать на 418 долларах. Хотя стремление приблизить цену, взимаемую с украинских потребителей, к рыночным тарифам, действующим в прочих европейских странах, вполне понятно с коммерческой точки зрения, переговоры проходили в крайне политизированной манере, и это вызывает опасения. То, что 'Газпром' контролируется российским государством, а также то, что президент России - его бывший глава, дело ничуть не упрощает.
Хотя постоянная внутренняя напряженность на Украине, конечно, могла сыграть свою роль, дополнительно осложнив переговоры, очевидно, что российское правительство использовало свой контроль над поставками газа в ответ на решение украинского правительства стратегически переориентироваться на Запад. Тем временем, события продолжают разворачиваться. Почему Москва всего через несколько недель после окончания спора решила предложить Украине 5-миллиардный кредит? Ответ на этот вопрос может быть связан с бывшей союзницей президента Виктора Ющенко по 'оранжевой революции' премьер-министром Юлией Тимошенко, на которую русские, судя по всему, делают ставку в последнее время.
Интересно, что русские собираются финансово помочь традиционно прозападной Тимошенко, а не своему традиционному союзнику Виктору Януковичу. Это должно заставить нас задуматься о том, считают ли они ее потенциальной долговременной союзницей Кремля, или с обеих сторон речь идет только о стратегических маневрах. По контрасту отношения с Ющенко, борющимся за вступление в НАТО и Евросоюз, остаются, мягко говоря, ледяными.
Как пишет The Financial Times, слово 'Украина' означает 'находящаяся на краю'. И действительно, геополитически Украина расположена на политическом и энергетическом перепутье между Европой и Россией. Чтобы по-настоящему понимать украинскую политику необходимо учитывать, что в ней борются не левые с правыми, а Восток с Западом.
В ближайшее время должны произойти два важных события. Мало кто на Западе их заметит, но в будущем они могут оказать существенное влияние на вектор стратегического развития Украины. Одно из них - совещание МВФ, посвященное вопросу о замораживании 16-миллиардного кредита, предназначенного для Украины. Второе - встреча Тимошенко с ее московским коллегой, на которой будут обсуждаться политические аспекты соглашении между странами.
Эти события могут серьезно сказаться на украинской экономике, а возможно, и на европейских ценах на газ. Вопрос в том, как должны политики на Западе реагировать на происходящее?
В краткосрочной перспективе Украину ожидает тяжелый экономический кризис - Economist предсказывает, что ее экономика, росшая последние пять лет стремительными темпами, может в этом году сократиться на 6 процентов от ВВП. Долгосрочные перспективы несколько лучше, но гарантировать ничего нельзя. Одна из причин колебаний МВФ по поводу очередного транша связана с тем, что правительство не смогло представить в парламент бездефицитный бюджет. Запад тепло приветствовал 'оранжевую революцию', однако недостаточно сделал для того, чтобы помочь тем украинцам, которые поддерживали переход к ориентирующейся на Европу либеральной демократии и рыночной экономике. Оказавшись в критический момент без поддержки со стороны МВФ и Евросоюза, Украина может быть вынуждена принять российские условия - они пока не ясны, но роль Москвы в Киеве в этом случае обязательно усилится. Вопрос в том, смогут ли ЕС и МВФ выступить единодушно.
В недавнем докладе Комитета Палаты лордов по европейским делам говорится: 'До сих пор выстраиванию отношений между ЕС и Украиной уделялось недостаточно внимания. Страны-члены Евросоюза должны прикладывать больше усилий к тому, чтобы укреплять культурные, образовательные и другие связи, которые русские не считают угрожающими. Перспективу вступления в ЕС следует подкреплять и придавать ей большую реальность'.
В наших общих интересах, чтобы Украина не зависела от какой-либо одной страны. Это означает, что ей, чтобы вновь не полагаться исключительно на Россию, необходим целый ряд партнеров, способных предоставить помощь украинской экономике.
Используя это в качестве стимула, мы сможем убедить Украину разобраться с внутренними проблемами - обуздать коррупцию, улучшить политическую культуру, и реформировать свой энергетический сектор, сделав его более привлекательным для иностранных инвесторов, совместимым с другими европейскими моделями, а также обновить его инфраструктуру, во избежание потерь, которые могут сказаться на других странах Европы.
Украине необходимы и куда более серьезные реформы, но об этом может идти речь, только если мы станем активнее ее поддерживать, увеличим финансовую и техническую помощь, а также предоставим ей дипломатическую поддержку, которая необходима этой стране, чтобы сохранить политическую независимость.