Мировой финансовый кризис больно ударил и по России, положение которой и так было незавидным: отток из страны иностранного капитала после войны в Грузии, нависшая угроза дефицита бюджета в связи с падением цен на нефть. Однако есть в России и те, кто из кризиса надеется извлечь выгоду, и немалую. Звучит непонятно и странно? Чтобы разобраться в этих странностях, обратимся к недалекому прошлому.
2001 год. В Москве под патронажем администрации президента прошла закрытая конференция 'Процесс глобализации и скрытая угроза кризиса мировых резервных валют'. Российский геополитик А. Дугин с своем докладе исходил из того, что в 1973 году мир был поделен на три геоэкономические зоны (американская, европейская и тихоокеанская), было выделено два финансовых центра - Европа и Япония с дополнительными резервными валютами - евро и иена. A. Дугин акцентировал, что позиции американского доллара как мировой резервной валюты базируются на геополитической гегемонии США. Вывод доклада: шанс России на возрождение - крах американской гегемонии и доллара.
Ипотечный кризис, начавший в 2007 году в США, менее чем год спустя превратился в мировой финансовый кризис. Рекордное падение курса акций многих наводило на мысль о том, что господству США (и доллара) приходит конец. Как вести себя России, чтобы не упустить свой шанс на возрождение?
Известный российский экономист M. Хазин, автор концепции мультивалютного мира, убежден, что американский доллар действительно ждет крах. Он прогнозирует, что мир разделится на несколько валютных зон - долларовую (США), евро (EС), юаня (Китай), золотого динара (Арабские страны) и рублевую зону (Россия). По мнению М. Хазина, российское правительство должно прилагать все усилия для обеспечения доминирования рубля в своем геоэкономическом регионе. 'Если рублевая зона не будет создана, Россию ждет катастрофа: западная часть страны попадет в зону евро, южная - в мусульманскую, а восточная - в китайскую', - стращает М. Хазин.
Похоже, идеи A. Дугина и M. Хазина не остались незамеченными хозяином Кремля.
В июне 2008 года на экономическом форуме в Санкт-Петербурге президент России выдвинул цель: Москву сделать крепким мировым финансовым центром, а рубль - одной из ключевых региональных резервных валют. 5 ноября того же года в своем послании парламенту Д. Медведев конкретизировал выдвинутую цель, заявив, что позиции рубля следует укреплять через расчеты с покупателями нефти и газа. Это заявление моментально - уже 17 ноября - было обсуждено на встрече министров финансов и руководителей центральных банков членов СНГ.
В декабре 2008 года в российских СМИ появились сообщения о том, что государственное учреждение 'Внешкомбанк' ведет переговоры с Китаем и Индией о расчете за российское вооружение в рублях. В данном случае главный аргумент России: высокий риск долларовых расчетов (доллар нестабилен, американские банки могут заморозить операции).
Нет сомнений в том, что российское правительство постарается превратить рубль в региональную резервную валюту. Эта идея прекрасно сочетается с планами возрождения могущества России в мировом масштабе.
Однако осуществлять свои 'рублевые' инициативы россиянам будет нелегко. Даже на пространстве СНГ их пока еще никто не поддержал, за исключением Беларуси. Сами российские эксперты признают: было бы странным, если бы члены СНГ вели счет запасов иностранной валюты (по крайней мере, ее части) в рублях, ведь рубль обесценивается. Можно, в общем-то, настоять на том, чтобы за нефть и газ рассчитывались в рублях зависимые от Москвы страны. А как заставить, скажем, страны Центральной Азии?
Мечты России о могуществе через рубль упираются в ее роль и репутацию в регионе. Безуспешно попытавшись объединить регион с помощью СНГ, Москва сегодня не является тем субъектом и объектом, к которому тянутся бывшие советские республики. Для того, чтобы рубль мог доминировать на пространстве СНГ, нужны годы. Готова ли Россия ждать? А если Кремль жаждет результата в минимальные сроки, тогда не исключено политическое и экономическое давление на СНГ, т.е. мы можем увидеть очередной пример 'интеграции по-российски'.