Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Баронесса Скотланд поддерживает Москву в борьбе за православный храм

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Генеральный прокурор баронесса Скотланд вмешалась в спор Высокого суда, в рамках которого прихожане ведут борьбу за право собственности на лондонский кафедральный собор Русской Православной Церкви

Генеральный прокурор баронесса Скотланд вмешалась в спор Высокого суда, в рамках которого прихожане ведут борьбу за право собственности на лондонский кафедральный собор Русской Православной Церкви.

Эта битва Давида и Голиафа, в которой верующие приняли вызов Русской Православной Церкви в Москве, на этой неделе будет разворачиваться в стенах суда.

Спор этот уже вызвал возмущение и смятение среди нескольких сотен верующих "в изгнании", которые видят в нем символ более масштабного соперничества - за сердце и душу Русской Православной Церкви в Британии.

Сейчас, накануне слушаний по этому делу, генеральный прокурор Великобритании, королевский адвокат баронесса Скотланд-Астальская выступила на стороне Москвы.

Выступая в роли защитницы общественных интересов в благотворительной деятельности, она сообщила попечителям через департамент юрисконсультов министерства финансов, что поддерживает Московский Патриархат.

Церковный приход и епархия, действующие как благотворительные попечительские фонды, претендуют на то, что являются законными наследниками и владельцами собственности храма, находящегося в Южном Кенсингтоне, а также пяти его объектов недвижимости.

Но руководящий орган Русской Православной Церкви - Московский Патриархат оспаривает эти претензии.

В письме из государственной прокуратуры говорится: "Документы были внимательно изучены юрисконсультами, и заключение генерального прокурора состоит в том, что на основе фактического и правового анализа приверженцы Московского Патриархата имеют право контролировать благотворительные учреждения, а их средства могут использоваться для содействия духовной жизни прихожан православной общины".

Попечители заявляют, что это, по сути дела, предопределит решение суда. Но это также означает, что им придется идти в суд без правового представительства, если, конечно, адвокаты не будут работать бесплатно.

РПЦ, которую возглавляет сегодня новый Патриарх, митрополит Смоленский Кирилл, являвшийся в прошлом, как говорят, агентом КГБ, направила в кафедральный собор своего собственного священника. Тем временем прихожане, многие из которых принадлежат к старой гвардии белоэмигрантов, создавших в Лондоне собственную общину, молятся сегодня в церкви святого Андрея в Холборне, ставшей их временным пристанищем.

Прихожане намерены вызвать целый ряд свидетелей, чтобы отстоять правоту своего дела. Среди них Архиепископ Фиатирский и Великобританский Григорий, который является главным священнослужителем Православной церкви в стране.

Дьякон Питер Скорер (Peter Scorer) говорит следующее: "Это очень напоминает битву Давида и Голиафа, поскольку русская православная епархия пользуется безграничной финансовой поддержкой со стороны "сочувствующих" олигархов, а наш викариат существует на пожертвования отдельных лиц и не имеет своего собственного финансирования".

"Это письмо генерального прокурора, по сути дела, подрывает все возможности для проведения честного и справедливого суда, а также подвергает сомнению правовой и конституционный статус генерального прокурора в таких делах".

Другая прихожанка, Рут Нэрс (Ruth Nares), говорит о том, что генеральный прокурор не представила никаких разъяснений в пользу своего решения объявить Москву законной наследницей собственности.

"Это очень странно, что наш собственный генеральный прокурор принимает решение в пользу Москвы еще до начала слушания дела", - сказала она.

По ее словам, такое решение, по сути дела, лишает попечителей судебного правозаступничества. А у московской группировки имеются неограниченные средства.

Адвокаты заявляют попечителям, что если они сами или их друзья оплатят судебные издержки, они могут лично понести за это судебную ответственность, поскольку в связи с появлением такого письма от генерального прокурора до начала суда это будет расценено как неоправданное использование средств попечительского фонда.

Другой прихожанин, сэр Пьерс Роджерс (Piers Rodgers), говорит, что письмо "предрешило" это дело, и попечители теперь "по сути дела не в состоянии вести активную защиту".

По его словам, Москва противится любым попыткам достижения взаимоприемлемого решения путем переговоров.

Представитель баронессы Скотланд заявил, что ее мнение по данному делу не является ни постановлением суда, ни приговором. "Оно не имеет обязательной юридической силы. Это просто точка зрения генерального прокурора, как одной из сторон в данном деле".

Теперь решение по этому делу предстоит принимать суду. Он же определит сумму издержек. Все это произойдет лишь после того, как суд выслушает аргументы обеих сторон, включая генерального прокурора.

Представитель генерального прокурора также добавил, что письмо не лишает попечителей права на судебное представительство. "Финансовые договоренности между адвокатами и их клиентами не относятся к ведению генерального прокурора, и ее мнение не может оказать на них никакого влияния", - заявил он.

ИСТОРИЯ СПОРА

Спор это берет свое начало в 2006 году, когда в православной церкви в Лондоне произошел раскол с прибытием в Великобританию большого количества новых россиян, которых поддерживает Московский Патриархат.

Сейчас в Британии проживает примерно 250000 россиян. 100000 из них живет в Лондоне, и около 2000 принадлежат к православной епархии.

Во времена коммунистического режима московский патриарх не имел почти никакого влияния на церкви за границей, которые зачастую на собственные деньги создавали эмигранты из России, бежавшие от революции.

Церковь в Лондоне все больше приобретала чисто английские черты, используя во время богослужения английский язык. Но с приездом новых русских все чаще начали звучать требования о том, чтобы служба полностью велась на русском языке. Тем временем, Московский Патриархат начал разминать мускулы, пытаясь усиливать свой контроль.

Напряженность в отношениях между Московским Патриархатом и руководством лондонской епархии усиливалась. Это заставило тогдашнего епископа Василия (Basil Osborne), американца по происхождению, который проживает в Англии с середины 60-х годов, а также половину священнослужителей отколоться от него.

Они получили разрешение создать новый орган - Викариат православных приходов русской традиции. Такое разрешение им дал более высокопоставленный патриарх всего православного сообщества.

Но в результате этого могло возникнуть два органа, представляющих интересы различных частей Русской Православной Церкви в Британии. Поэтому попечители посоветовались с собранием епархии и с приходским советом, в результате чего выяснилось, что подавляющее большинство выступает за создание викариата.

Московский Патриархат оспаривает обоснованность такого решения, в связи с чем он подал судебный иск против попечителей, пытаясь взять под свой контроль всю собственность лондонского прихода.