Сеть среднеазиатских железных дорог длиною в тысячи километров, пролегающая через степи и пустыни, стала важным элементом новой военной стратегии США в Афганистане.
Здание вокзала железнодорожной станции Арысь, украшенное элегантными куполами и позолоченными сфинксами, напоминает о царской эпохе в этом городе Казахстана, где расположен железнодорожный узел, связывающий две крупные магистрали: Трансаральскую и Турксиб.
Соединенные Штаты планируют использовать эту созданную русскими инфраструктуру, чтобы доставлять грузы в Афганистан, где президент Барак Обама решил усилить борьбу с талибами.
Поскольку транзит товаров через Пакистан становится все более рискованным, присутствует реальная потребность в том, что Вашингтон называет 'северной дистрибуторской сетью', поясняет Роберт Айерс (Robert Ayers), эксперт по вопросам безопасности из лондонского исследовательского центра Chatham House.
'Эта потребность становится тем более острой в связи с тем, что США собираются дополнительно направить в Афганистан 15000-17000 солдат', - добавляет он.
Москва дала свое согласие на транзит грузов по своей территории, за исключением оружия, в то время как Кыргызстан, еще одна центральноазиатская страна, на прошлой неделе принял решение закрыть американскую военную базу, имеющую важное значение для проведения операций в Афганистане.
Транспортировка грузов должна начаться в ближайшие недели, США собираются доставлять в Афганистан строительные материалы из Рижского порта в Латвии транзитом через Россию, Казахстан и Узбекистан. США предусматривают еженедельно отправлять 20-30 железнодорожных составов.
'Мы уделяем основное внимание железнодорожным отправкам грузов', - заявил AFP представитель американского посольства в Москве. 'США стремятся к сотрудничеству с Россией в сфере деятельности США и их союзников по достижению стабильности в Афганистане', - отметил он.
Германия тоже готовит к отправке в Афганистан груз, куда будут входить продукты питания, вода, одеяла и другие предметы невоенного назначения, транзит которых по маршруту протяженностью 5200 километров займет четыре недели, сообщил AFP источник в дипломатических кругах.
По мнению российского эксперта Павла Фельгенгауэра, 'к западному присутствию в Центральной Азии в основном относятся как к инопланетному присутствию . . . По сути мы считаем талибов врагами, однако США и Запад также считаются врагами'.
Фельгенгауэр также отметил давление, которое Москва оказывала на Кыргызстан с целью закрытия американской базы в этой бывшей советской республике.
Другие эксперты предупреждают о низком качестве инфраструктуры в этом регионе, где политические руководители, по мнению экспертов, бесконтрольные и коррумпированные, и где часто возникает напряженность в отношениях между соседствующими странами.
Граница между Казахстаном и Узбекистаном к югу от Арыся имеет сомнительную репутацию: например, два человека предложили журналисту AFP пропустить его через контрольный пункт без визы, если тот заплатит им определенную сумму денег, что абсолютно противозаконно.
Пол Куинн-Джадж (Paul Quinn-Judge), аналитик Международной группы по предотвращению кризисов (International Crisis Group), со своей стороны, считает наивной надежду, которую американцы возлагают на автомагистральные и железнодорожные транспортные сети Таджикистана, которые, по его мнению, не менее опасны, чем пакистанские.